Российский автобизнес бодро нажал на «газ» в начале года. Однако, несмотря на оптимистичный старт, ситуация с продажами новых машин все еще похожа на дорогу с плохой видимостью: на рынок продолжают влиять сложно предсказуемые факторы, и его динамичный разгон все еще под большим вопросом

После пяти лет непрерывного падения российский авторынок наконец начал расправлять плечи. Итоги 2017 года порадовали: 1,6 млн проданных новых машин, прирост на 12% – таких позитивных новостей индустрия не видела с 2012 года, когда в стране был достигнут показатель 2,9 млн проданных легковых и легких коммерческих автомобилей.

Но вслед за ушедшим годом и в начале нынешнего рынок также демонстрирует прирост. По итогам января он составил 31% – такого взлета продавцы новых машин не помнят с «тучной» середины нулевых, когда, по воспоминаниям дилеров, покупатели чуть ли не штурмовали шоу-румы. При этом есть все предпосылки, что и за второй месяц 2018-го в графе «прирост/падение» в целом будет достаточно весомый плюс (статистику по февралю представят в первых числах марта).

Вроде бы все хорошо, игрокам автомобильного рынка можно открывать шампанское, но… Настроения у них далеки от эйфорических. Все дело в том, что в самой ближайшей перспективе в отечественном автобизнесе просматривается множество элементов со слабой степенью предсказуемости. И будет ли впредь российский рынок расти такими темпами, большой вопрос. Не случайно во время пресс-конференции по итогам 2017 года Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) впервые за свою историю не представил даже примерного прогноза на текущий год. По словам главы комитета Йорга Шрайбера, сегодня российский автомобильный рынок как никогда похож на уравнение со многими неизвестными.

Двигатель торговли

Для начала – об однозначно позитивных факторах, которые сейчас стимулируют продажи новых автомобилей в России. Прежде всего это, конечно, отложенный спрос. По сути, последние пять лет потенциальные владельцы личных транспортных средств терпели и не покупали новые машины. Но в сжатом состоянии пружина отложенного спроса долго находиться не может, рано или поздно она распрямляется: владельцы не желают латать устаревающие автомобили, они хотят ездить на новых, современных, комфортабельных и безопасных машинах.

Другой немаловажный фактор заключается в укреплении рубля, что дает возможность автопроизводителям и дистрибьюторам сдерживать цены. Да, на новые машины они не снижаются и, скорее всего, будут расти и дальше, однако уже резких скачков вверх, как раньше, мы все-таки не наблюдаем.

Поддерживает продажи также оправившаяся и набирающая сил российская банковская система с привлекательными кредитными программами, которые всегда были важны для таких значимых покупок, как автомобиль. Теперь за то, чтобы приобрести машину в кредит, необязательно брать заем под высокие проценты. По статистике, уже чуть ли не каждая вторая легковушка в стране приобретается в кредит, а в ближайшее время некоторые бренды рассчитывают довести этот показатель до 60–70%. И это при том, что в разгар недавнего кризиса доля кредитных машин в общих продажах опускалась до отметки ниже 25%.

Наконец, не оставляет автоиндустрию и государство. В ушедшем году оно выделило на ее поддержку более 62 млрд руб-лей. Согласно оценкам, примерно каждый третий проданный в ушедшем году автомобиль приобретался с участием госпрограмм поддержки. И в ближайшее время она будет сохранена.

Тормозная система

Впрочем, помимо факторов роста на российском автомобильном рынке есть и достаточно веские причины для замедления его развития. Так, представителей этого бизнеса серьезно беспокоит проблема снижения покупательской способности населения. О том, что российский потребитель беднеет, говорят многие исследования. В частности, Росстат констатирует, что реальные доходы населения в стране снижаются четыре года подряд, и не факт, что в 2018-м эту тенденцию удастся переломить. При нынешних зарплатах далеко не каждая семья может позволить себе приобретение новой машины: например, агентство «Автостат» говорит о том, что только 20–25% домохозяйств в России могут задуматься о приобретении нового транспортного средства.

Другое препятствие для роста рынка – продолжающийся рост цен на новые автомобили. Мы уже отмечали, что благодаря укреплению национальной валюты динамика увеличения цен сейчас не очень высокая. Однако она есть: уже в начале этого года некоторые бренды переписали ценники на свою продукцию, повысив на них цифры на 3–5%. По некоторым прогнозам, до конца года цены скакнут в общей сложности как минимум на 10–15%, а некоторые эксперты предрекают даже 20-процентный рост. Конечно же, все это будет бить по покупательскому спросу, тем более что с начала кризиса, по информации «Автостата», стоимость автомобилей уже поднялась в среднем на 50%.

Невнятные сигналы посылает и правительство РФ. С одной стороны, объявлено, что в нынешнем году поддержка авторынка из бюджета будет продолжена. С другой – уже теперь понятно, что финансовые вливания в отрасль со стороны государства станут значительно скромнее. Представители Минпромторга говорят, к примеру, что в 2018-м на развитие автопрома в России может быть выделено порядка 33 млрд рублей, что в два с лишним раза меньше, нежели годом ранее. А без значимой господдержки автоиндустрия набрать хорошую скорость вряд ли сможет.

Невнятное регулирование

Одновременно представители автобизнеса жалуются на множество неопределенностей в ближайшей и долгосрочной перспективе в отношении государственного регулирования индустрии. В частности, жесткие заявления по этому поводу делают представители Комитета автопроизводителей АЕБ, объединяющего все ключевые бренды на российском рынке. «Сегодня в России много неопределенных факторов, воздействие которых на условия ведения бизнеса сложно оценить и которые должны быть объяснены участникам рынка», – заявил Йорг Шрайбер.

Например, игроков рынка возмущает, что до сих пор нет определенности с новыми размерами утилизационных сборов, которые планируется увеличить. И это, разумеется, в итоге будет учтено при ценообразовании. Другой пример – введение электронного паспорта технического средства (ЭПТС), он должен появиться совсем скоро – к 1 июля. Сама по себе инициатива правильная, хотя механизм ее реализации во многом непонятен: дилерам и автопроизводителям, в частности, не ясно, как быть с несовместимостью информационных систем, каким образом станут заполняться и храниться в электронном виде все данные о новых машинах. Наконец, кто должен платить за внедрение этих недешевых новаций.

По мнению автопроизводителей, российские власти не могут четко обозначить ключевые реперные точки ближайшего и долгосрочного развития автопрома и рынка в стране. Скажем, в текущем году у ряда автопроизводителей заканчиваются соглашения о промсборке, предусматривающие различные льготы тем, кто производит и локализует автомобильную продукцию на территории РФ. Но до сих пор непонятно, какие инструменты поддержки придут на смену прежним соглашениям. Власти усиленно практикуют так называемые СПИКи (Специальные инвестиционные контракты). Однако в каждом отдельном случае их условия обсуждаются отдельно и единых прозрачных правил нет. А как тогда быть тем крупным компаниям, которые хотят иметь возможность осуществлять инвестиции в российскую экономику на длительной основе и которым для планирования нужны понятные и прогнозируемые условия подчас даже на десятилетия вперед?

Нефтяной импульс

Наконец, макроэкономическая ситуация в России в целом больше похожа на окутанную туманом трассу. Вроде бы в стране наметился рост экономики, но это пока слабый тренд, готовый в любой момент «схлопнуться». Тем более что не стала лучше и геополитическая ситуация, чреватая введением новых санкций и усилением внешнего давления на страну.

Прогноз агентства «Автостат» связывает развитие продаж новых автомобилей в РФ с мировыми ценами на нефть. Действительно, в новейшей истории наибольших высот российский рынок достигал в периоды самой дорогой нефти: рекорд в почти 3 млн проданных машин в 2012 году был поставлен и при рекордной цене за баррель черного золота в 111 долларов. И своего дна наш авторынок достиг, соответственно, когда цена на нефть упала до 45 долларов за «бочку».

Аналитики предсказывают, что при самом плохом раскладе, если цена на нефть в текущем году будет 55 долларов за баррель (то есть останется на уровне 2017 года), объем рынка новых легковых автомобилей может также сохраниться примерно на уровне прошлого года. По оптимистическому сценарию (при среднегодовой цене нефти 75 долларов за баррель) в нынешнем году спрос на машины вырастет на 20%. Но наи-более вероятным аналитики считают средний сценарий (при цене на нефть 65 долларов), согласно которому продажи поднимутся примерно на 10%.

Как бы то ни было, радует, что реализация новых автомобилей в России в 2018 году, скорее всего, увеличится. И даже если мы не увидим по-настоящему взрывного роста, можно предположить: период затяжного спада рынка остается позади.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 5 3 6