Новые технологии круто меняют стиль нашей жизни, в том числе повседневного передвижения на автомобиле. Еще совсем недавно у каждого из нас в “бардачке” лежала замусоленная до дыр бумажная карта, и, когда нужно было найти незнакомый адрес, приходилось терпеливо тыкать пальцем в нарисованные улицы, шепча про себя топографические термины. Сейчас же только ленивый, очень жадный, чересчур принципиальный или же совсем далекий от современных электронных устройств водитель не имеет навигатора, который с немыслимым ранее удобством доведет до точки назначения. Подчас даже в обход пробок.

С недавних пор в глобальном процессе помощи водителям (равно как и туристам, морякам, летчикам, геологам) при ориентации на местности все более значимую роль начинает играть и Россия. Речь идет об отечественной системе глобального позиционирования ГЛОНАСС. Тот, кто хоть немного следил за этой темой, знает: путь у этой технологии к массовому потребителю (да и вообще к работоспособности) был долгий. ГЛОНАСС начали создавать в противовес американской спутниковой системе GPS еще в начале 80-х. Некоторые наши спутники не хотели запускаться, падали. Но вот теперь наконец на околоземной орбите завис 31 российский навигационный спутник, и эта группировка исправно посылает сигналы почти в любую точку планеты. Чтобы убедиться в этом, достаточно купить навигатор с ГЛОНАСС-чипом. На экране, как и в GPS-устройствах, появится заветная электронная отметка, показывающая ваше точное местонахождение.

У нас появился настоящий повод для национальной гордости

Было много споров, зачем это нужно. Дескать, работает американский GPS, так зачем тратить миллиарды на создание и запуск своих спутников? Было и немало нигилистов-скептиков, привычно смешивавших с грязью все, что делается в России.

Этим людям даже в голову не приходило, что может случиться, если американцы вдруг вздумают отключить от свободного использования свои спутники! Скажете – абсурд? Отнюдь. Примеров “соблюдения американских национальных интересов” множество: это и высадки морских пехотинцев в других странах, и раскрытие тайны вкладов даже в швейцарских банках, и силовая экстрадиция за океан граждан иных государств. И что тогда? Коллапс?

Не только никто не сможет проложить маршрут до незнакомого отеля в чужом городе, но и встанут пароходы, поезда, замрут аэропорты, прочие стратегические службы, включая военных. Правильность того, что нельзя рассчитывать только на американскую навигацию, подтверждает и подход других стран. Так, Китай собирается ввести в эксплуатацию свою систему спутниковой навигации Beidou. И даже европейцы, члены НАТО, разрабатывают собственную навигационную программу Galileo.

Однако российский ГЛОНАСС всех опередил. И вопреки пессимистическим прогнозам наша навигационная система уже находит масштабное коммерческое применение. Выяснилось, что неправильно противопоставлять ГЛОНАСС и GPS. Более того, обе системы могут успешно работать вместе, дополняя друг друга. И такое взаимодействие предоставляет потребителю дополнительные преимущества. Ведь чем больше в небе навигационных спутников, тем точнее и быстрее работает навигатор. Это особенно актуально в крупных городах. Многоэтажные дома в них часто заслоняют горизонт, и пользователи GPS-приемников не раз на узких улицах сталкивались с тем, что их устройство не могло собрать необходимый комплект спутников для определения координат.

Теперь же в дополнение к американским GPS-спутникам устройство в состоянии ловить еще и российские ГЛОНАСС. Получается, что где-нибудь на загороженной небоскребами улице Нью-Йорка, Токио или Шанхая навигатор заблудившегося туриста сможет поймать, скажем, лишь два спутника GPS и один ГЛОНАСС, и этого окажется достаточно, чтобы понять, в какую часть города его занесло. Кроме того, сигналы от ГЛОНАСС-спутников лучше американских принимаются в северных широтах, за что спасибо им могут сказать не только жители нашей страны, но и водители или рыбаки, например, Норвегии и Швеции.

Выгоду от использования российских спутников уже признали и глобальные производители навигационной электроники. Такие гиганты в области производства чипсетов, как Qualcomm и Texas Instruments, разворачивают производство совместных ГЛОНАСС-GPS-чипов, которые, в свою очередь, расползаются по разным гаджетам. Показательно, что такой чип уже есть на новейших версиях iPhone и iPad, а также на подминающих под себя рынок смартфонах Samsung. Тем самым, кстати, были сняты с повестки дня и инициативы ура-патриотов, предлагавших обложить навигаторы с GPS непомерной пошлиной, дабы заставить россиян использовать ГЛОНАСС.

У нас же, давайте говорить честно, появился пусть и небольшой, но настоящий повод для национальной гордости. Пусть мы проигрываем в футбол и в ряде других видов спорта не сильнейшие, зато, например, во время недавней командировки в США я рассказал американцам о российских навигационных спутниках и почувствовал, что их представление о России как о стране медведей меняется. Может это и звучит патетически, но мне стало приятно.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 2