Объемы рынка поддержанных автомобилей в России неуклонно растут: по итогам прошлого года владельцев сменило чуть больше 5.6 млн. авто, и ежегодно эта цифра увеличивается примерно на 15%. Но, как и в любой сфере здесь есть свои лидеры и аутсайдеры. Какие автомобили легко находят нового хозяина, а какие надолго задерживаются в одних руках и быстро теряют в цене?
С одной стороны, приведенные цифры свидетельствуют о развитии вторичного рынка, но при этом нельзя не учитывать его специфику. Специалисты отмечают, что в России он очень далек от цивилизованного, хотя бы потому, что около 90% сделок совершаются напрямую. Не прибегая к помощи сток-площадок и автосалонов, продавцы и покупатели пытаются сохранить свои деньги.
Дело в том, что чаще всего оценка стоимости автомобиля, принимаемого автосалоном по программе trade-in, далека от справедливой. Обращаться к автодилерам многие владельцы просто боятся – на форумах можно найти немало историй об аферах при постановке авто на площадку. У покупателей тоже есть немало поводов для опасений, поэтому они действуют консервативно: идут на рынок или штудируют объявления.
В таких условиях им приходится самостоятельно постигать все нюансы выбора поддержанного автомобиля – и технические, и юридические, и психологические. Очевидно, что в таких условиях выбирать приходится не сердцем, а разумом. А значит, учитывать не только стоимость автомобиля и его техническое состояние, но и трезво оценивать шансы на дальнейшую продажу с минимальной потерей в цене.
Итак, какие модели пользуются наибольшей популярностью на вторичном рынке? По итогам прошлого года на первых позициях рейтинга обосновалась половина семейства АВТОВАЗа, причем исключительно модели, снятые с производства. Первое место заслуженно заняла “семерка”, а дальше по списку идут ВАЗ-2110, 2114 и 2109. Спрос на более актуальную продукцию отечественного автопрома ниже: в ТОП-25 фигурирует лишь Priora, а Kalina и Granta даже не вошли в рейтинг.
С иномарками сложилась более интересная ситуация: если по данным “Автостата” безоговорочным лидером продаж по стране стала Toyota Corolla, то ведущие автодилеры ставят на первое место Ford Focus. В целом же бестселлерами являются такие модели, как Daewoo Nexia, VW Passat, Opel Astra, Chevrolet Lacetti, Mitsubishi Lancer и Renault Logan. Раздавать призовые места в данном случае не имеет смысла – спрос сильно зависит от региональной специфики и остается волнообразным: рейтинг меняется почти каждый месяц.
Что объединяет лидеров вторичного рынка? Ответ лежит на поверхности: это низкая цена. На первый взгляд, такой вывод опровергает VW Passat, но в данном случае речь идет о более возрастных машинах, что вполне вписывается в общую картину. Эксперты констатируют, что наибольшим спросом у покупателей пользуются автомобили, стоимостью до 400 тыс. руб., причем для регионов эту планку можно смело опустить до 300 тыс.
С ценой все понятно, а какие еще факторы повышают шансы на успех при продаже? Во-первых, год выпуска автомобиля – чем “свежее” он будет, тем лучше. Во-вторых, несомненным достоинством является наличие в ПТС записи только об одном владельце, но для машины, старше 5 лет, это не слишком принципиально. При этом техническое состояние не всегда играет большую роль: практика показывает, что между “идеальной” и “дешевой”, покупатели чаще выбирают второй вариант.
За последние годы на вторичном рынке сильно возрос спрос на автомобили с АКПП. По отчетам автодилеров за первое полугодие 2014 года, больше половины покупателей выбрали “автомат”. Конечно, речь идет о сток-площадках, которые специализируются на иномарках: учитывая, что лидерство остается за отечественными авто, механика еще не скоро сдаст свои позиции. Интересно, что в Европе более 60% покупателей выбирают машины с МКПП.
Все таким же популярным в России остается кузов “седан”, а вот “хэтчбек”, который еще несколько лет назад был хитом на первичном рынке, на вторичном продается хуже. Еще одним трендом можно назвать растущую популярность кроссоверов. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года, в первом полугодии спрос на них вырос на 50%, хотя доля в структуре продаж остается невысокой.
Специалисты отмечают увеличение числа сделок по программам trade-in, но это преимущественно касается крупных городов. Обычно в автосалоны сдают автомобили с истекшим сроком гарантии, чтобы без проблем и потери времени пересесть на новые. И, наконец, в 2014-2015 годы вторичку ожидает серьезное обновление модельного ряда. На рынок должны массово выйти такие популярные модели, как Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo Sedan и Chevrolet Cruze, пик продаж которых в дилерских центрах пришелся на 2010-2012 годы.
Некоторые машины продаются хорошо, другие хуже, а некоторые при этом сильно теряют в цене. Сравнивая цены на новые автомобили и их среднерыночную стоимость по прошествии 3 лет, эксперты выявили лидеров антирейтинга. На первых его строчках обосновались Renault Laguna, Jaguar XF, Cadillac CTS, почти иномарка ZAZ Chance и BMW 7-Series. Эти автомобили подешевели более чем на 40%.
Вопреки ожиданиям, в списке присутствует не только экзотические модели и “премиум-класс”. Например, по относительным показателям, Range Rover Sport теряет в цене меньше, по сравнению с народным Hyundai i30, а Volvo XC70 выигрывает у Kia Ceed. Впрочем, в данном случае речь идет о перевесе в 2-3%. Примечательно, что в антирейтинг входят такие востребованные на вторичном рынке модели, как Chevrolet Aveo и Mitsubishi Lancer: за три года они могут потерять в стоимости порядка 35%.
В заключение стоит отметить, что все относительно – выбирать машину на несколько лет лишь по критерию простоты ее дальнейшей продажи не имеет смысла. Однако если учесть и этот фактор, очередное обновление домашнего автопарка может пройти проще и выгоднее.