В последние годы в крупных городах все больше автовладельцев делает выбор в пользу нешипованных шин, и это легко объяснимо. Шипы хороши на льду, но не на асфальте. В мегаполисах чаще приходится месить снег вперемешку с реагентом, нежели в скоростных поворотах удерживать автомобиль от заноса или оттормаживаться с «сотни» до полной остановки, когда под колесами голый лед. Редко в рутинном городском потоке приходится выполнять и переставки. Так зачем же использовать «когти»?

Когда-то, еще в начале 2000-х годов, несмотря на все перечисленные факторы, выбор «шиповки» был оправдан. Тогда «липучка» еще не могла соперничать с «полноценными» зимними шинами. И кстати, многие производители, косвенно признавали это, называя такие покрышки без шипов, но с большим количеством ламелей, не зимними, а всесезонными. Мол, да это компромисс, и не следует ждать от таких шин идеальных характеристик. Однако, сегодня ситуация кардинально изменилась. Всесезонной резины на рынке практически не осталось, а фрикционные шины стали серьезным конкурентом шипованым моделям.

В справедливости этого утверждения мы убедились во время длительного теста покрышек Nokian Hakkapeliitta R, установленных на редакционную Audi A8. Но прежде чем говорить непосредственно об итогах трех зимних месяцев эксплуатации этой новинки, немного теории.

Специалисты шинники во всем мире ежегодно стараются улучшать характеристики своих фрикционных шин с тем, чтобы они максимально эффективно работали и обеспечивали безопасность во всех зимних режимах эксплуатации, в том числе и на льду, то есть там, где раньше властвовала «шиповка». Фирма Nokian не исключение.

Так в шинах Hakkapeliitta R существенно изменен состав резиновой смеси. Теперь это сочетание силики и рапсового масла. Использование растительных масел в шинной промышленности уже освоено многими производителями, но тут все дело в конкретных рецептах и технологиях. Специалистам Nokian, как заявляет производитель, за счет «рапса» удалось существенно улучшить сцепные свойства покрышек и их прочность на разрыв.

Есть и еще ряд инноваций. Многослойный протектор, позволяющий сохранять хорошую износостойкость и при этом не терять в «цепкости» на протяжении всего срока эксплуатации.

Особая же гордость разработчиков – «ламели-насосы». Это небольшие полости специальной формы, которые при сжатии резины в зоне пятна контакта, буквально «откачивают» воду. На одну покрышку таких ламелей приходится более восьмисот.

В целом за отвод влаги отвечают развитые продольные и поперечные канавки, снижающие таким образом риск аквапланирования. Они же увеличивают сцепление с дорогой в поворотах. Четкость управления, в той части, которая зависит от «резины», обеспечивается «острыми» гранями блоков протектора.

Помимо всего вышеперечисленного, производитель обещает снижение расхода топлива за счет очень низкого сопротивления качению, акустический комфорт и, конечно, отличную тормозную способность новых покрышек на льду, на снегу и мокрой поверхности.

Все это нам и предстояло опробовать в самых разнообразных условиях. Правда, в этом году погоду в московском регионе особо суровой не назовешь, температура редко опускалась ниже -25 градусов, не было и слишком обильных снегопадов, так что в особо экстремальных режимах Hakkapeliitta R трудиться не пришлось. Но с другой стороны, реалии российской столицы бесконечно далеки от условий, в которых производители тестируют свои шины. Здесь и дорожное покрытие не как в Финляндии, и лежачие полицейские самых диковинных размеров и форм, и реагента на дороги, бывает, льют раз в десять больше нормы, лишь бы потратить закупленные городом объемы…

Тестирование началось с абсолютно сухого, но уже остывшего до минусовых температур асфальта московского Третьего транспортного кольца. Тут в полной мере удалось оценить акустический комфорт новых покрышек и их заявленное низкое сопротивление качению. Действительно «шумит» новая «Hakka» не больше любой среднестатистической летней шины. Бывают и более тихие покрышки на теплый сезон, но лишь когда «акустика» является главной целью разработчиков. Среди зимних фрикционных шин Hakkapeliitta R по этому параметру может смело претендовать на лидерство.

С низким сопротивлением качению производитель тоже не обманул. Если судить по расходу топлива, а он у нашей Audi A8 сократился в первые же дни теста больше чем на полтора литра, разработчикам удалось добиться выдающихся результатов.

Немного расстроило торможение на сухом асфальте. Это явно не козырь Hakka R. Субъективно тормозной путь получается несколько длиннее, чем хотелось бы. Довольно часто при интенсивном торможении срабатывает ABS, что свидетельствует о срыве слишком мягкой резины в скольжение. Впрочем, ничего экстраординарного, замедление получается плавным, вполне предсказуемым, - просто от такого производителя, как Nokian, невольно ожидаешь совершенства во всем.

Есть и еще одна особенность, проявившаяся с первых же километров пробега. Несмотря на целый ряд ухищрений, примененных в конструкции шины, в левой полосе с вечной московской колейностью автомобиль слегка «гуляет». На такой машине, как A8 это не слишком заметно, но на среднестатистическом хэтчбеке C-класса будет более ощутимо. То же можно сказать и об агрессивном прохождении крутых поворотов – резина чуть «плывет». Впрочем, было бы неверно ожидать от зимних шин характеристик летних покрышек. Главная задача Hakkapeliitta R обеспечивать безопасность и комфорт на заснеженной или обледенелой дороге. И с этим она отлично справляется.

Когда начались снегопады, и ощутимо похолодало, мы отправились за город, где в полной мере оценили возможности покрышки, как на снегу, так и в условиях сильного гололеда. Наш тяжелый седан легко преодолевал засыпанную снегом дорогу. Шины не склонны закапываться и позволяют уверенно пробираться по приличному слою рыхлого снега. По укатанному же насту автомобиль едет едва ли не лучше, чем просто по асфальту. Торможение становится полностью предсказуемым и даже без срывов в скольжение, если конечно специально не задаваться такой целью. Надо помнить, что никакая резина, не позволит преодолеть законы физики. Если излишне не увлекаться скоростью, то Hakkapeliitta R в среднем позволяет передвигаться по таким дорогам гораздо динамичнее, чем это было бы возможно с покрышками других, менее именитых производителей.

Особенной похвалы шины достойны за поведение на льду. Конечно, нельзя сказать, что автомобиль не скользит и едет как по рельсам, так просто не бывает, но восстановление сцепления с дорогой происходит плавно, а значит заносы легко «отруливаются» и в каждый момент времени водитель сохраняет полный контроль над машиной. При торможении на льду субъективно Hakkapeliitta R немного уступает по возможностям шипованной резине, но отставание не значительно. Во всяком случае, там, где лед зимой не является наиболее типичным «дорожным покрытием», эту модель от Nokian можно смело рассматривать как реальную альтернативу «шипам».

Еще одним и пожалуй наиболее неприятным зимним испытанием в Москве традиционно является снежная каша вперемешку с реагентом, который в этом году на дороги столицы лили явно без соблюдения каких бы то ни было нормативов. Как только температура воздуха достигает -20 градусов, этот коктейль превращается в «масло» и коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием становится чуть ли не меньше, чем на льду. Сохранять управляемость на такой дороге задача не из легких. Но Hakkapeliitta R и это оказалось по плечу, причем в буквальном смысле слова.

Именно в плечевой зоне протектора расположены «ламели-насосы», откачивающие жидкость из пятна контакта. Это изобретение, крайне полезно и на льду, который покрыт водяной пленкой, и на мокром асфальте. Оказалось, что и с жидким реагентом ламели неплохо справляются, спасая в без преувеличения экстремальной ситуации. Во всяком случае, с этими шинами удается сохранить приемлемую управляемость.

Резюмируя можно сказать, что Hakkapeliitta R – это одна из наиболее оптимальных покрышек для ежедневной эксплуатации в большом городе. Главным ее достоинством является сбалансированность всех характеристик и как следствие стабильно хорошие показатели на всех типах покрытий. Конечно, если вы гонщик, которому необходима абсолютная управляемость на предельных скоростях, житель крайнего севера, где дорога чаще всего покрыта льдом, или наоборот самых южных регионов России, где зима больше похожа на позднюю бесснежную осень, - для вас существуют другие, более подходящие модели. Но в средней полосе и особенно в городах мы отдаем предпочтение Hakkapeliitta R.

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9