Новая зимняя шина Nokian Hakkapeliitta 8 SUV, по словам создателей, использует “абсолютные инновации в противостоянии экстремальным условиям северной зимы”. Мы испытали новинку по полной программе

В далеком 1934 г. Nokian Tyres создала первую в мире зимнюю покрышку для грузовиков. Таким образом, финская компания в 2014 г. отмечает 80-летие этого знаменательного события. Первая легковая зимняя шина появилась чуть позднее – в 1936 г., и назвали ее Nokian Hakkapeliitta. С той поры Hakkapeliitta является одним из самых известных брендов зимних шин.

Уникальные технологии

Новейшая разработка фирмы называется Hakkapeliitta 8 SUV. В ней применяются те же инновации, что и в дебютировавшей в начале 2013 г. легковой шине с тем же цифровым индексом, но без приставки “SUV” в названии. Но есть в конструкции и кое-что абсолютно новое, не применявшееся ранее не только в покрышках Nokian, но и во всем мировом шинном производстве. Речь идет о технологии для боковин под названием Nokian Aramid Sidewall.

Суть в том, что в состав резиновой смеси боковой части шины входят сверхпрочные арамидные волокна, позволяющие сохранить покрышку в целости и сохранности даже при наезде на бордюры с острыми краями. По словам представителей Nokian Tyres, аналогичный материал применяется в космической и оборонной промышленности. Арамидные волокна делают боковину более упругой, а главное, устойчивой к разрыву при ударах закраиной обода при наезде на препятствие. При этом плавность хода совершенно не страдает, так как жесткость боковины не увеличивается.

Я посмотрел ролик, в котором крупный внедорожник наезжает на прямоугольный брус высотой больше профиля шины на скорости 60 км/ч. При наезде обычной покрышкой при замедленной съемке видно, как боковина лопается и повреждается диск. А вот Hakkapeliitta 8 SUV выходит из такого испытания целой и невредимой. Пока арамидные волокна будут применяться только в этой шине, но в дальнейшем их использование возможно и в легковых покрышках. Для “дырявого” российского асфальта это решение будет как нельзя кстати.

Точно так же как и в легковой модели Hakkapeliitta 8, в версии 8 SUV применяется новая концепция ошиповки Nokian Eco Stud 8. Означает она в первую очередь, что шина имеет в полтора раза больше шипов, чем модель предыдущего поколения. Казалось бы, ничего необычного в этом нет, если бы не... скандинавское законодательство, в котором прописано, что количество шипов не может превышать 50 штук на погонный метр протектора. То есть у 8 SUV шипов явно больше нормы. Неужели Nokian Tyres нарушила закон?

Нет. В правилах нашли лазейку, позволяющую увеличить количество шипов, если их воздействие на дорожное полотно не будет превышать определенную норму, для чего существует специальный тест. И Hakkapeliitta этот тест прошла – за счет более легких и компактных шипов, а также благодаря специальной воздушной подушке под шипом, действующей как амортизатор, уменьшающей давление на асфальт, но не мешающей цепляться за лед.

Из других инноваций можно отметить специальные тормозные усилители в задней части шашек протектора, улучшающие сцепление на снегу, уникальную резиновую смесь на основе криосилана, сохраняющую эластичность покрышки даже при сильных морозах, специальную зону жесткости в плечевой зоне протектора, улучшающую управляемость, и диагональные 3D-ламели, обостряющие реакции на руль.

Полный контроль

Ледяная гладь замерзшего озера в финской Лапландии позволяет протестировать новые шины на грани и за гранью сцепления. В мое распоряжение предоставлены Audi Q5 и BMW X3. Правда, шин-конкурентов для сравнения нет, как и самой Hakkapeliitta предыдущего поколения. Впрочем, оценить сцепные свойства новинки и управляемость это не помешает.

Устраиваюсь за рулем Q5 и выезжаю на трассу слалома. Под колесами голый лед, слегка припорошенный снегом. Пока скорость невелика, кроссовер уверенно чертит траекторию, но с ростом темпа возникает снос, чего, собственно, и следовало ожидать. Все происходит логично и предсказуемо, но, честно говоря, я ждал, что скольжение начнется гораздо раньше. Подтверждение своим мыслям я получил вскоре: когда выходил из автомобиля, то едва удержался на ногах. А на X3 снос начинается еще позже, словно не по льду едешь, а по мокрому асфальту.

Следующее упражнение – переставка. Выполняю его на BMW. Разгон до 60 км/ч, въезд в размеченный коридор с одновременным началом торможения и поворотом руля и собственно объезд препятствия. Главное – работать “баранкой” с упреждением. То есть поворачивать ее нужно на этой скорости метров за десять до планируемой смены траектории, тогда автомобиль отреагирует как раз к моменту начала поворота. На новых шинах “баварец” ведет себя настолько предсказуемо, что маневр у меня получается с первой попытки.

Следом извилистая трасса, где инструкторы разрешают отключить систему стабилизации. Скольжения шин начинаются плавно и в нужный момент, реакции кроссовера на поворот руля четкие и своевременные. Уже на втором круге вкатываюсь в траекторию, словно ездил здесь всю жизнь. Автомобиль боком движется от виража к виражу, мягко “перекладываясь” при смене направления. При этом разгон на выходе из поворота очень интенсивный, даже несмотря на то, что трасса постепенно раскатывается, становясь все более скользкой. Тормозной путь также оказывается на удивление коротким. Видимо, не зря здесь на 50% больше шипов, чем у других покрышек.

Наконец отправляюсь на дороги общего пользования. Сначала промерзший асфальт, потом укатанный снег с наледью, а затем снежная колея в лесу. На асфальте автомобиль точен почти как на летних шинах, уверенно разгоняется, поворачивает и тормозит. Единственная претензия – при езде на Audi довольно назойлив гул шин на скоростях от 50 до 80 км/ч (но затем он стихает). А вот на BMW во всех режимах движения покрышки вели себя тихо. На укатанном снегу поведение машин практически не меняется, ну а в снежной колее шины еще и уверенно “гребут”. Что ж, Hakkapeliitta 8 SUV – идеальный вариант для любых дорожных условий.

Ассортимент новинки необычайно широк. Он включает в себя 47 типоразмеров шины с диаметром колеса от 16 до 21 дюйма. Кроме того, предлагаются покрышки, изготовленные по технологии RunFlat, а также усиленные варианты категории XL с повышенным индексом грузоподъемности. По сравнению с моделью предыдущего поколения новинка подорожала на 7–10% в зависимости от размера и варианта исполнения. 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9