Зимой 1886 года немецкий механик Карл Бенц получил патент на изобретенное им трехколесное средство передвижения, оборудованное газовым двигателем, которое позже назовут автомобилем. А значит, ныне мы отмечаем 130-летие любимого транспортного средства

Честно говоря, на роль изобретателя автомобиля претендовало более 400 человек из разных стран мира. Спрашивается, почему именно Бенц? Ответ прост: он первым сумел запатентовать свое детище. Тем не менее даже при жизни изобретателя его первенство ставилось под сомнение. Многие современники считали, что первым самоходный экипаж изобрел другой немец – Готлиб Даймлер, который в 1885 году получил патент на велосипед с мотором. Этот факт и дал повод говорить о первенстве Даймлера. Попробуем разобраться.

Факты биографии

Карл Фридрих Михаэль Бенц родился 26 ноября 1844 года в немецком городке Ладенбурге близ Мангейма в семье потомственного кузнеца Ханса-Георга Бенца. Примерно за год до его рождения неподалеку открылась железнодорожная линия Карлсруэ – Гейдельберг, куда отец будущего изобретателя устроился машинистом. Но через пару лет после рождения Карла Бенц-старший, простудившись, заболел и умер. Семья осталась на попечении матери.

Для Карла железная дорога всегда была чем-то необыкновенно притягательным и загадочным. Сам он позже вспоминал, что уже в раннем детстве, что бы он ни рисовал, получался локомотив, во что бы ни играл, получался поезд. Даже в постель вечером мальчуган бросался, пыхтя как паровоз, а по утрам просыпался, повторяя те же звуки. Он говорил: «Для меня локомотив был высшей целью, любимой мечтой». В итоге Карл настолько увлекся паровозами, что еще в юности вознамерился построить локомотив, который ходил бы без рельсов…

Мать Карла, будучи здравомыслящей и практичной женщиной, не затирая наследственного интереса сына к технике, прочила ему карьеру чиновника. Поэтому прилагала все усилия, чтобы дать ему хорошее образование. С учителями Бенцу повезло: директором лицея был известный немецкий поэт Иоганн-Петер Гебель. Позже в Высшей политехнической школе в Карлсруэ его преподавателем стал Фердинанд Редтенбахер – один из основателей немецкой школы теоретического машиностроения. Там же работал и известный ученый-теоретик Франи Грасгоф.

Во время учебы и сразу после окончания Политехнической школы Карлу пришлось много работать, чтобы платить за образование и поддерживать семью. Молодой человек был фотографом, часовщиком, рабочим, потом чертежником и конструктором на ряде предприятий. Свое жизненное кредо он выражал словами: «Побольше уважения к ремеслу».

В 1867 году Бенц впервые увидел велосипед и тут же соорудил нечто подобное. Но настоящим его увлечением стали двигатели. Еще со времен Политехнической школы Карл был убежден, что газовый двигатель более перспективен для использования на транспорте, чем паровая машина. И именно поэтому много времени уделял конструированию таких моторов. Мечта юности – самоходный экипаж – тоже не была забыта, правда, теперь изобретатель хотел строить повозку, приводимую в действие двигателем внутреннего сгорания.

Собственное дело

В 1871 году Бенц решил открыть фирму по разработке и постройке стационарных газовых двигателей. Дело обещало стать прибыльным, поскольку бурно развивавшаяся промышленность требовала такой техники. Но денег было мало, пришлось взять компаньона. Через год после основания компании Бенц женился на Берте Рингер, получив за женой приличное приданое. И тут же выкупил долю партнера, став единственным хозяином предприятия. Вот тогда-то он и построил свой первый работоспособный двухтактный двигатель.

Поддержку в работе оказывала жена, безропотно переносившая все жизненные невзгоды, ставшие следствием фанатичных попыток Карла построить моторный экипаж, на что уходила львиная часть семейного дохода. Дело дошло до того, что в 1877 году банк отказал Бенцу в финансировании. Однако изобретатель продолжал работать и в 1879 году попытался запатентовать свой двигатель. Увы, при патентной экспертизе выяснилось, что незадолго до Бенца подобный агрегат запатентовали в Великобритании.

Тем не менее патент Бенцу выдали, но не на весь двигатель, а на «оригинальную систему подачи топлива». Помимо прочего это давало право на выпуск моторов. Которым и воспользовался конструктор. Найдя компаньонов, он организовал новое предприятие по выпуску промышленных двигателей, хотя большую часть своего времени все-таки тратил на создание самоходного экипажа.

Это, разумеется, отвлекало Карла от основного бизнеса и сильно раздражало деловых партнеров – их деньги выделялись отнюдь не под сомнительные опыты, а под конкретное производство. В итоге все отказались работать с изобретателем и тому пришлось искать новых инвесторов. В 1883 году Бенцу вновь удалось обрести финансовую поддержку и основать в Мангейме компанию Benz & Co. Rheinische Gasmotorenfabrik. Из прежних же ошибок были сделаны соответствующие выводы: работа над моторным экипажем продолжалась в домашней мастерской.

Автомобиль родился!

В 1885 году построили первый образец автомобиля. Он был трехколесным и оснащался одноцилиндровым двигателем. Оставалось оформить заявку и ждать выдачи патента. Наконец 29 января 1886 года изобретатель получил Германский Императорский патент за номером 37435 на созданный им «экипаж, приводимый в движение газовым мотором, для перевозки одного–четырех человек». Казалось, мечта сбылась, оставалось наладить коммерческую эксплуатацию своего детища. И вот тут-то произошла загвоздка: машину хвалили коллеги, газеты публиковали восторженные отзывы, но покупать ее никто не спешил.

Пришлось конструктору самому пропагандировать свое изобретение. В 1888 году Бенц выставил его на Мюнхенской промышленной выставке и ежедневно по четыре часа лично демонстрировал машину, разъезжая по городу. Однако, несмотря на всеобщее восхищение и даже золотую медаль, присужденную экспонату, покупателей по-прежнему не находилось. Пытаясь обеспечить применение своему изобретению, Карл брал патенты за пределами Германии.

Если верить мемуарам самого Бенца, первым покупателем автомобиля стал житель Парижа Эмиль Роже. В 1887 году он купил одну машину, а когда та хорошо себя зарекомендовала, приобрел еще партию.

Трехколесный экипаж оказался неустойчивым, поэтому с 1893 года Бенц перешел к выпуску четырехколесного автомобиля Viktoria с двигателем мощностью 3 л.с., а год спустя перед публикой предстала модель Velo. Постепенно спрос на машины рос, и по мере этого дела шли в гору. К началу 1901 года предприятие Бенца стало одним из крупнейших в своей отрасли и имело отделения в других странах. В 1903 году он вместе с сыном Ойгеном основал новую компанию Carl Benz & Sohne в городе Ладенбурге.

Изобретатель осознавал значение своего детища и позже писал: «Я могу смело сказать, что первым создал автомобиль и преодолел трудности, связанные с его внедрением в жизнь». Но современники не торопились признавать за Бенцем первенство в изобретении автомобиля. Дело, как водится, обрастало многочисленными «подробностями». Так, уже в начале ХХ века некоторые авторы утверждали, что «Бенц был сотрудником Даймлера по работе на фабрике газовых моторов в Дейтце и что идеи обоих изобретателей тогда не встретили признания ни у Отто, ни у его компаньона Лангена».

Это было неправдой, но тогда, как, впрочем, и сейчас, истина мало кого интересовала. Всех, кроме Бенца, разумеется, эта версия вполне устраивала. Доходило до того, что в целом ряде публикаций первенство в изобретении автомобиля приписывали даже не Даймлеру, а третьим лицам, чаще всего французам. Причин тому было много, но главная заключалась в том, что в конце XIX – начале ХХ века Франция являлась самой автомобильной страной мира.

Все это доводило стареющего изобретателя до отчаяния, ведь Карл Бенц всю свою жизнь вложил в автомобили. И хотя ему повезло, как везет не многим изобретателям, он увидел триумфальное шествие своего детища по миру, тем не менее всюду звучало обидное: автомобиль изобрел не Бенц!

Поэтому и появились мемуары, где Карл Бенц подробно описывает процесс изобретения автомобиля. Седьмая глава его книги называется «Изобретатели» автомобиля» и посвящается отстаиванию исторической справедливости. В итоге заслуги Карла Бенца признали и он по праву считается человеком, подарившим миру автомобиль.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 1