Великая карбоновая революция McLaren

Вот уже более сорока лет история McLaren сплетена с карбоновой нитью. В 1981 году МР4/1, болид «Формулы-1», стал первым гоночным автомобилем с полностью углепластиковым шасси. Когда Джон Уотсон, пилот команды, сначала остался невредимым после аварии на скорости 226 км/ч на Гран-при Италии, а через три гонки выиграл этап в Великобритании с отрывом более чем в 40 с, в паддоке уже никого не пришлось агитировать за новую технологию. В 1993 году легендарный суперкар McLaren F1, достигший скоростного потолка 387 км/ч не только в гоночном воплощении F1 GT, выиграл в 1995 м 24 часовой марафон в Ле-Мане и проложил дорогу карбоновым шасси и кузовам в сектор гражданских моделей. С тех пор все серийные «маки» строились именно на такой легкой и исключительно прочной базе.

На достигнутом в McLaren не остановились и продолжили совершенствование карбоновых технологий. MonoCell, реализованная на McLaren 12C в 2011 году, впервые в мире позволила поставить «выпечку» карбоновых монококов дорожных суперкаров на поток. Еще через пару лет в структуру MonoCage гибридного McLaren P1 среди прочего интегрировали корпуса тяговой батареи и силовой электроники. А в 2017 м на McLaren 720S дебютировала MonoCage II с повышенной жесткостью при меньшем весе. На дальнейшее продвижение по карбоновому пути в McLaren не пожалели 50 млн фунтов стерлингов. Именно в такую кругленькую сумму обошелся открытый в 2018 году МСТС, Технологический центр композитных материалов в Шеффилде. Уже через три года здесь для McLaren Artura подготовили беспрецедентно технологичную облегченную карбоновую архитектуру MCLA, адаптированную под новое поколение высокопроизводительных гибридных силовых агрегатов. Теперь же взята новая высота!

McLaren первым среди автомобильных компаний взял на вооружение технологию производства карбоновых элементов, которая ранее не выходила за рамки аэрокосмического сектора. Там при изготовлении фюзеляжей и крыльев боевых самолетов и гражданских лайнеров применяли метод роботизированного послойного нанесения лент из композитных материалов вместо традиционной ручной укладки карбоновой ткани, предварительно пропитанной специальными смолами. Более того, для ускорения производственного процесса специалисты МСТС отказались от роботов-манипуляторов в пользу самостоятельно разработанной установки с фиксированной наплавочной головкой и способной вращаться быстро перемещающейся станиной. Технология, получившая название Automated Rapid Tape (ART), позволяет добиться ранее недостижимой гибкости в размещении карбоновых волокон внутри композита. Это открывает путь к созданию компонентов с анизотропной жесткостью, предполагающей усиление в особо нагруженных областях (места соединений, края деталей) при одновременном снижении на других участках. В выигрыше прочность и весовая экономия, что крайне важно в мире суперкаров и гоночных авто. Но не только.

McLaren ART развязывает руки инженерам, освобождая их от ограничений однородного материала. А это значит, что расширится номенклатура компонентов из карбона. Снизится и количество брака. Автоматизация, устраняющая влияние человеческого фактора, позволит изготавливать детали с минимальными отклонениями от заложенных при проектировании допусков. Наконец, ART — это еще и невероятная экономия материала. В дело идет до 95% сухой композитной ленты отмеренной длины, которая используется в технологии.

И все это уже реальность. В МСТС тестируется прототип установки, а до конца года запланировано изготовление промышленного образца. Первым ART-прививку пройдет McLaren W1. Новая технология, в частности, обеспечит увеличение на 10% жесткости неподвижной плоскости в переднем активном сплиттере суперкара. А следующие модели McLaren получат монококи, в конструкцию которых будет интегрировано ART-волокно. Все ради того, чтобы на земле развивать космические скорости!
 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 8 5