Аналитики агентства отмечают, что с повышением в 2009 году таможенных пошлин на импорт новых иномарок иностранные автопроизводители, имеющие производства в России, получили серьезные конкурентные преимущества в виде гибкого ценообразования и участия в государственных программах по стимулированию продаж автоомбилей. В результате этого в 2010 году иномарки российской сборки по итогам 9 месяцев демонстрировали почти двукратный рост продаж – 94,4%, тогда как реализация импортных автомобилей увеличилась только на 20,8%. При этом две трети иномарок местного производства выпускаются именно в режиме промсборки.
Напомним, что иностранные автопроизводители продолжают открывать в России новые автосборочные предприятия. В апреле 2010 года состоялось открытие нового завода PSA/Peugeot-Citroen и Mitsubishi, а в сентябре корейская компания Hyundai официально открыла свой российский завод, начало серийного производства здесь намечено на начало 2011 года.
В перечень российских автопроизводителей, работающих в режиме промышленной сборки, входят «Автофрамос», «Форд Мотор Компани», «Фольксваген Груп Рус», «Тойота Мотор Мануфактуринг Россия»,»Дженерал Моторс Авто», «Ниссан Мануфактуринг Рус», «ПСМА», «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», «ИжАвто», АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ, «Соллерс – Елабуга», «Соллерс – Набережные Челны», «Соллерс –Дальний Восток» и др.
Производители иномарок, которые не работают в режиме промышленной сборки, ведут локализацию по собственным графикам, исходя из экономической целесообразности. Уровень локализации автомобилей ТагАЗа составляет в среднем 10,4%, на «Дервейсе» – около 10%, а на «Автоторе» работа по привлечению местных поставщиков находится еще на начальной стадии. Стоит отметить, что номенклатура локализованных изделий, как и в случае с промсборкой, относится к комплектующим третьего уровня и о глубине локализации здесь говорить не приходится.
Напомним, что 27 декабря 2010 года Минэкономразвития, Минфин и Минпромторговли РФ подписали приказ о новых принципах промышленной сборки. Согласно новым условиям, иностранные автопроизводители в течение 8 лет (но не более чем до конца 2010 года) смогут ввозить в Россию компоненты на льготных условиях, если через 3 года после заключения соглашения выйдут на объем производства 300 тысяч машин в год при создании новых производств или 350 тысяч при модернизации существующих мощностей. При этом документ повышает уровень локализации до 60% – его необходимо достичь за 5 лет, в том числе за счет создания производства двигателей или коробок передач, которые должны устанавливаться как минимум на 30% выпускаемых автомобилей.
В то же время по новым условиям режима «промсборки» крупноузловая сборка ограничена 36-ю месяцами после подписания и вступления в силу допсоглашения. В общем объеме производства SKD-сборка должна занимать не более 5%. Кроме того, по дополнительным соглашениям иностранные автопроизводители обязуются создавать в России центры разработки автомобилей.
Автопроизводители, желающие подписать соглашения по новому режиму «просборки», смогут это сделать до конца февраля 2011 года. 18 проектов, действующих по первому этапу режима промышленной сборки, продолжат работать на прежних условиях до сроков завершения соответствующих соглашений.