По данным TNS, наиболее успешным для российского авторынка был период 2007-2008 гг. За этот период было реализовано 5,3 млн автомобилей из 14 млн, проданных за последние 10 лет. В таком всплеске продаж большую роль сыграли автокредиты, которые поддерживали позитивную тенденцию роста рынка. В итоге каждый второй автомобиль в 2007 году был куплен с использованием заемных средств, но, к сожалению, в связи с начавшимся в сентябре 2008 года мировым экономическим кризисом объем выдаваемых в России кредитов резко сократился, что привело к обвальному падению рынка в 2009 году (почти на 50%).
Результаты начала 2010 года выглядят достаточно оптимистично, что во многом обусловлено стабилизацией экономической ситуации. По словам Евгения Попова, директора направления заказных маркетинговых исследований TNS, доступное автокредитование, экономическая стабильность страны и рост благосостояния населения - вот три основных двигателя продаж на автомобильном рынке.
По данным эксперта, весной 2010 года каждый второй опрошенный владелец авто прогнозировал подъем российской экономики и улучшение личного благосостояния граждан в перспективе ближайших 12 месяцев. Около половины опрошенных автомобилистов считают, что в ближайшие полгода спрос на автомобили и автокредиты вырастет. Что же касается приобретения личного автомобиля, то в текущем году его планируют приобрести 37% автовладельцев. В будущем, как и в прошлые несколько лет, основной движущей силой рынка будут новые автомобили: 76% отдают предпочтение им, в то время как приобрести подержанные машины планируют лишь 18%, и еще 6% пока не определились со своим выбором. При этом, подтверждая тенденцию прошлых лет, 51% покупок автовладельцы планируют осуществить с привлечением заемных средств.
Отдельного внимания, по мнению экспертов TNS, заслуживает вопрос выбора марки автомобиля. Наиболее востребованными в России являются Toyota, Nissan, Ford, Volkswagen и Mitsubishi. Более 20% респондентов готовы рассматривать их в качестве потенциальной покупки. Продукция "АвтоВАЗа" интересует лишь 13% потенциальных покупателей. По словам Ярослава Зайцева, директора по развитию бизнеса TNS Automotive, марка авто может рассказать о своем владельце очень многое: кому-то автомобиль нужен как средство передвижения, для кого-то это друг или член семьи, а кто-то подчеркивает с помощью машины свой социальный статус. Так что выбор автомобиля во многом зависит от имиджа марки.
В тоже время эксперты компании отмечают, что приверженцы одной автомобильной марки с большой долей вероятности выбирают следующий автомобиль того же производителя. Согласно проведенному опросу, общий уровень приверженности в нашей стране не так высок - всего 38% автомобилистов так или иначе отдают предпочтение своей нынешней марке автомобиля, а почти две трети готовы свободно выбирать следующий автомобиль из всего представленного на рынке многообразия. Отметим, что на европейских рынках количество приверженных владельцев примерно в 2 раза больше.
Кроме того, эксперты TNS считают, что для каждой автомобильной марки существует два параметра оценки: "сила марки на рынке" (выгодная цена, наличие автомобиля на складе, широкая дилерская сеть, стоимость обслуживания и т.д.) при условии, что имидж у всех одинаковый, и бренд не влияет на выбор; а также "сила марки в сознании" (насколько привлекает к себе сама марка). Проще говоря, если бы все автомобили стоили одинаково, и прочие рыночные факторы были бы равны, то про покупку какой марки автолюбители задумались бы в первую очередь.
Результаты опросов TNS Automotive показывают, что в России наибольшей силой на рынке обладает ВАЗ. Если бы имидж был у всех одинаковый, доля данного бренда составляла бы 53%. Среди иномарок наибольшие показатели имеют Ford, Chevrolet и Hyundai (6-7%) - все эти бренды продаются в основном за счет рыночных факторов, таких, как цена, доступность, распространенность. Изменение этих параметров будет сильно влиять на продажи марок.
Марки с высокой "силой в сознании" в меньшей степени подвержены влияниям рыночных факторов - их продажи обусловлены сильным имиджем. К примеру, если бы все автомобили стоили одинаково, и прочие рыночные факторы были бы равны, доля марки Mercedes на рынке составила бы 12%, а BMW и Lexus - по 8%. Следует также отметить и высокие показатели марки Toyota - 7%. Хорошие продажи этого бренда обусловлены близостью имиджа к премиальным маркам, и одновременно более доступной ценой. Совершенно логично, что с такими показателями Toyota может себе позволить держать высокие цены на массовом рынке, так как цена в этом случае не является основным критерием выбора.
Что касается весеннего оживления рынка, то, по словам Ярослава Зайцева, оно было предсказуемым. Немалую роль в этом сыграли программа утилизации старых автомобилей и отложенный спрос. Кроме того, в 2007 году было продано большое количество новых автомобилей, то есть сейчас многие меняют трехлетние авто на новые.