Когда прошлое и настоящее автопрома встречаются, начинаешь задумываться о вечных ценностях. Так случилось и в ходе пробега Таллин – Москва на олдтаймере ЗИС-127 и ультрасовременном Scania Irizar i6

В зале прилета таллинского аэропорта нас встречает глава холдинга Mootor Grupp Хуго Осула. Через два года этому улыбчивому эстонцу, которого здесь за глаза зовут “автобусным королем”, стукнет 60, но он выглядит как минимум на десять лет моложе.
Начав бизнес в 1992 г. с учреждения курьерской компании Cargobus, этот бывший инженер сумел создать целую автобусную империю, объединяющую предприятия Sebe, Lux Express, T-Pilet, Cargobus, Busland и Eurolines, с годовым оборотом более 50 млн евро. Причем кроме бизнеса у Хуго есть еще одна истинная страсть – реставрация ретроавтобусов на базе своего таллиннского предприятия Busland.

Именно туда мы и направляемся. Точнее, нас везет сам Хуго, обосновавшийся на водительском сиденье автобуса Setra S80. “Король” прекрасно управляется с живой классикой немецкого автопрома, хотя видно, что руль Setra сильно “люфтит” в околонулевом положении, да и тормоза схватывают по современным меркам слабовато.

На предприятии, созданном в 2008 г. и занимающемся кроме восстановления олдтаймеров также ремонтом подержанных и аварийных автобусов из стран Балтии и Скандинавии, работает около 30 человек. Но на календаре суббота, и мы встречаем лишь нескольких сотрудников швейного и кузовного цехов. Все трудятся споро и, как мне кажется, с удовольствием, даже несмотря на то, что средняя зарплата здесь по эстонским меркам невелика – около 750 евро. Притом что в среднем ежегодно на Busland дают вторую жизнь примерно 150 автобусам.

Королю – королевское

Но вот наконец добираемся до главного объекта нашего интереса – первого советского автобуса, разработанного исключительно для междугородних рейсов. Речь идет о легендарном ЗИС-127, который прозвали “королем дорог” за внешность в стиле междугородных автобусов американской компании Pacific Greyhound 50-х годов прошлого века.

Всего с 1955 по 1961 г. на московском заводе имени Сталина выпустили 851 экземпляр этой модели, но до наших дней дожила лишь одна машина, принадлежащая, как вы догадались, Хуго Осуле. По его словам, он выкупил раритет в 2007 г. у директора небольшого транспортного предприятия, причем в нагрузку пришлось приобрести и… всю компанию. А более ранняя история уникального ЗИС-127 и вовсе похожа на авантюрный роман. Автобус, выпущенный в 1956 г., первоначально эксплуатировался в Ленинграде. В 1965 г. практически полностью выработавшую ресурс машину приобрел Ханс Курука, водитель из эстонского колхоза “Куусаму”. После восстановления – увы, довольно кустарного – Курука в течение нескольких лет возил селян на работу, а летом на отдых в Крым.

Когда Хуго Осула выкупил ЗИС, потребовалась обстоятельная реставрация, которая обошлась в 140 000 евро. В машине заменили практически все внешние панели, реконструировали кресла так называемого самолетного типа (по сути, это и были кресла пассажирских самолетов тех времен). Ведь ранее, еще в колхозе, не мудрствуя лукаво, все подголовники попросту срезали, поэтому первоначальную форму сидений пришлось восстанавливать по чудом сохранившемуся образцу. Разумеется, нужно было перекрашивать кузов и панели салона, менять пол, потолок и обивку салона, перебирать двигатель, восстанавливать хромированные детали, когда-то утерянные безвозвратно.

Эстетика против комфорта

Мы отправились в Таллин не на банальные смотрины, а чтобы поучаствовать в перегоне раритетной машины из столицы Эстонии в Санкт-Петербург, затем в Москву, а оттуда она должна была попасть на выставку “Мир автобусов” в Коломне. Стоит ли говорить, что на всем протяжении пути участникам этой экспедиции поднимали настроение приветственными криками и гудками клаксонов прохожие и соседи по потоку! За рулем Хуго Осулу время от времени сменял “второй пилот” – Тыну Пийбур, также незаурядная личность, директор гимназии по должности и верный поклонник олдтаймеров по призванию.

Впечатления от машины родом из 50-х оказались сильными. Прежде всего потому, что мы получили четкое представление об уровне комфорта пассажирского транспорта тех времен. Едва автомобиль набрал 50 км/ч, водитель и пассажиры запрыгали на своих сиденьях, словно теннисные мячики. В результате мощных вертикальных колебаний каждый из нас подлетал на кресле, как мне казалось, на десяток сантиметров. Однако на скорости 65 км/ч вертикальная раскачка ослабла, а при 80 км/ч почти сошла на нет.

Второе шокирующее открытие связано с работой двухтактного 180-сильного дизельного мотора ЯАЗ-М206Д. К слову, в заднем свесе установлен агрегат 1980 года выпуска – результат ремонта времен колхозной эксплуатации. По словам Тыну Пийбура, мотору не хватает тяги, машине достаточно сложно держаться в потоке, особенно на подъеме. А причина шока – это выхлоп, больше напоминающий дымовую завесу. К примеру, при начале движения из зоны досмотра на эстонско-российской границе в Нарве автобус выбросил такое ядовитое облако дыма, что таможенники, не сговариваясь, бросились спасаться от газовой атаки в служебное помещение – такое вот “минус Euro 5”. Да и расход впечатляет: 60 л/100 км! Так что все заправки были наши.

Что касается управляемости на эстонских и российских дорогах, то она по современным меркам так себе, однако и не ужасная. Ведь ЗИС-127 одним из первых в отечественном автомобилестроении оснастили гидроусилителем руля, стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа и гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Вот только, по словам Тыну, машина “плавает” в колее. Причина в том, что этот автобус заметно шире, чем современные автомобили. Дело в том, что модель создавали еще до присоединения СССР к международной конвенции по дорожному движению, требующей, чтобы ширина автобусов не превышала 2500 мм, и у ЗИС-127 этот показатель оказался больше на 180 мм. Вот автомобиль и выпрыгивал из колеи, продавленной грузовиками, фурами и прочим транспортом, “обитающим” в правом ряду.

Ну и, конечно, нельзя забывать о притягательности ретродизайна и уюте, характерном для середины прошлого века. Большие “настенные” часы на потолочной панели в водительской зоне, источающая ностальгию радиомагнитола, обилие хрома и натуральной кожи. Над каждым пассажирским местом своя лампочка, пусть и эргономически ущербная – расположенная далеко от “зоны чтения”. Авиационные кресла, несмотря на простоту форм, оказались комфортными – благодаря длинной подушке, мягкому наполнителю и удобным подголовникам. Так что когда на финальном отрезке пути появилась возможность пересесть в современный автобус Scania Irizar i6 (машина компании Хуго Осулы Lux Express прошла предпродажную подготовку в питерском дилерском центре Scania “Петроскан” и тоже ехала на выставку в Коломну), желающих променять ретрочудо на негу современного “лайнера” нашлось немного.

Я, правда, примкнул к меньшинству и проехал в шведском автобусе пару сотен километров. Контраст, конечно же, разительный – безупречно плавный ход, быстрый Wi-Fi, индивидуальные розетки на 220 В, кинофильмы на персональных экранах, кофе-машина, туалет, сиденья с откидывающейся далеко назад спинкой...

Но… мне все равно хотелось перебраться в ЗИС c его несовременным интерьером и скромными скоростными возможностями. Возможно, это ностальгия, а возможно, манящая эстетика ретро – наверное, именно это и заставляет Хуго и Тыну бредить олдтаймерами. 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 6 9