Сегодня двухэтажный туристический автобус – нечто само собой разумеющееся. А ведь полвека назад, когда на рынок вышел Neoplan Skyliner, он был воспринят как сенсация. Более того, модель, по сути, совершила революцию в мировой автоиндустрии

Главным идеологом этого проекта стал второй сын основателя компании Neoplan Конрад Аувертер. В 1964 году он закончил свое обучение инженерным наукам и защитил соответствующую диссертацию. Одной из ее составляющих был проект двух-этажного автобуса под названием Do-Bus. Поскольку в то время Neoplan занималась в основном выпуском междугородных и туристических автобусов, то в итоге машина была спроектирована именно как туристический вариант.

Прочь сомнения!

В принципе, двухэтажные автобусы, или даблдекеры, как их называли на английский манер, известны с начала ХХ столетия. Их предшественниками считаются вагоны городских конных железных дорог с открытым вторым этажом – империалом. Известность такие машины получили сначала в Англии, Германии и Франции, а потом и в ряде других европейских стран. Причина успеха проста: на двух этажах можно перевезти гораздо больше пассажиров. Однако применялись они исключительно в качестве городского транспорта. О том, чтобы использовать этот тип автобуса для дальних перевозок, даже подумать никто не мог – уж больно неустойчивым казался даблдекер.

Сомнений по поводу устойчивости хватало и у инженеров Neoplan. Фирменное предание гласит: чтобы доказать жизнеспособность идеи туристического даблдекера, Конрад Аувертер лично проделал за его рулем путь из Штутгарта в Брюссель. Впоследствии он вспоминал: «В то время никто не верил, что это вообще возможно – проехать на двухэтажном автобусе по шоссе, и он не опрокинется. Но мы смогли развеять все сомнения».

Первый Neoplan Skyliner сошел с конвейера 26 апреля 1967 года. И в том же году на автосалоне в Ганновере состоялся официальный дебют первого в мире двухэтажного туристического автобуса Neoplan Skyliner NH 22 L. Новинка, выделявшаяся оригинальным дизайном, базировалась на двухосном шасси. Ее длина составляла 12 м, высота – 3,8 м. Благодаря этому автобус легко вмещал сотню пассажиров. Присутствовавшие на презентации специалисты были приятно удивлены высоким уровнем комфорта пассажирских салонов на первом и втором этажах. Машина отличалась завидной устойчивостью, была оборудована эффективной системой отопления и вентиляции, вместительным багажным отсеком и туалетом. Причем она имела сравнительно небольшой вес и была экономичной в эксплуатации. Совокупность этих качеств делала модель привлекательной для компаний, занимавшихся дальними пассажирскими перевозками.

Спустя всего два года после презентации Skyliner пополнил парк ряда известных германских транспортных компаний – таких, к примеру, как Götten из Саарбрюккена и TRD-Reisen из Дортмунда. Вслед за немецкими транспортниками внимание на даблдекеры обратили и их коллеги по всему миру. Первая версия Neoplan Skyliner оказалась настолько удачной, что серийно выпускалась целых два десятка лет.

Разумеется, в конструкцию автобуса на протяжении всего этого времени вносились изменения и дополнения, необходимость которых выявлялась по мере накопления опыта эксплуатации машин в самых различных условиях. В 1987 году на рынке появилась трехосная модификация Skyliner, которая также стала довольно популярной. Помимо серийных машин на базе Skyliner строились и весьма интересные с технической точки зрения образцы. Яркими примерами здесь служат четырехосный Megaliner и сочлененный двухэтажный Jumbocruiser.

Штучный товар

Иногда заказчику недостаточно иметь просто отличный двухэтажный автобус, и он выдвигает производителю целый рад специальных требований. Так, можно вспомнить машину, которую собрали в 1995 году для команды Кеке Росберга – чемпиона Formula 1. Чтобы все было сделано именно так, как задумывалось, Росберг несколько раз лично посещал завод, дабы уточнить свои пожелания к дизайну автобуса. Изюминкой конструкции стала крыша из нержавеющей стали с откидными рейлингами. Старания специалистов не пропали даром, результат оказался действительно впечатляющим, и этот экземпляр стал предметом законной гордости компании.

Широкую известность получила и 15-метровая четырехосная версия двухэтажного автобуса, нашедшая применение по другую сторону Атлантики – на мысе Канаверал. Не менее знаменита и машина, созданная по заказу одного из арабских правителей и использовавшаяся в качестве передвижного дома во время паломничества королевской семьи.

Не изменяют этим традициям и сегодня. Недавно по заказу фирмы Happyday Hanke новый Neoplan Skyliner был переоборудован под туристический автобус с 20 (!) спальными местами. Его задача – помогать творческим коллективам добираться до концертных площадок с комфортом. Внешне, за исключением светодиодной подсветки на бортах, этот даблдекер ничем не отличается от серийных машин. Изменения коснулись только интерьера: на нижнем ярусе разместили кухню с керамической плитой и уютную столовую на четыре столика, расположенных по два в ряд (такой подход позволил обеспечивать пассажиров в пути качественным горячим питанием). Не забыли и о бортовом санузле, где помимо прочего имеется встроенный душ с отдельным баком воды на 63 л.

Заметные изменения претерпел и интерьер второго уровня – к боковым стенкам прикрепили кровати. Конструкторам удалось вписать в габариты салона Skyliner целых 20 спальных мест, 18 из которых приходятся на двухъярусные койки (еще два места оборудованы на раскладном диване в конце салона). Не обойден вниманием и водитель, для которого предусмотрена откидная кровать, крепящаяся к передней лестнице.

Примечательно, что Центр модификации автобусов MAN, работая над этим проектом, использовал модульную систему. Такое решение обеспечило гибкость оснащения и наличие нескольких вариантов перепланировки интерьера. На практике это значит, что при необходимости салон можно вернуть к первоначальному серийному оснащению.

Продолжение традиций

На протяжении нескольких десятилетий Skyliner постоянно совершенствовали, и сегодня выпускается уже его седьмое поколение. Ведущий дизайнер отделения автобусов MAN Штефан Шенхер и его команда сделали все, чтобы оно оказалось достойным славных традиций компании. В концепцию дизайна заложен отмеченный несколькими наградами стиль Sharp Cut, характерной чертой которого являются четкие линии, резкие грани элементов из стекла и металла в сочетании с аэродинамическими формами. В седьмом поколении использованы характерные особенности экстерьера, такие, как наклоненные вперед стойки оконных рам, гармонично совмещающиеся с новыми элементами стиля – «алмазной» огранкой верхних боковых окон, плавными скошенными формами задней части обоих бортов и выразительным оформлением передней части кузова. Все это позволяет с первого взгляда определить принадлежность автобуса к семейству Neoplan.

В итоге у дизайнеров получился оригинальный продукт, привлекающий повышенное внимание специалистов, о чем свидетельствуют завоеванные им многочисленные награды. Например, в 2016 году автобус был удостоен премии IBC Award (Международный конкурс автобусов) и награды Sustainability Prize, присуждаемой в знак признания выдающихся достижений.

Сегодня Neoplan Skyliner востребован транс-портными компаниями и сообществами, которые помимо традиционной туристической отрасли предполагают задействовать его в междугородных перевозках, экспресс-перевозках между сельскими регионами и региональными центрами, а также в качестве школьного транс-порта. Это решение продиктовано тем, что автобус, обладая большой вместимостью и высоким уровнем комфорта, является при этом чрезвычайно безопасным и экономичным. Что обеспечивается такими современными системами, как фирменный круиз-контроль MAN EfficientCruise с функцией движения накатом EfficientRoll, подвеска CDS с электронным управлением, системы экстренного торможения, слежения за дорожной разметкой, контроля состояния водителя (MAN AttentionGuard). При этом с июня 2015 года Neoplan Skyliner доступен в исполнении  Euro 6.

К настоящему времени выпущено более 5 тыс. автобусов Neoplan Skyliner, и, думается, это не предел. Не зря ведь говорят, что жизнь после 50 лет только начинается.

NEOPLAN – торговая марка, под которой выпускаются автобусы различного класса. Принадлежит одному из крупнейших европейских производителей коммерческих автомобилей компании MAN Truck & Bus

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9