Все началось в годы Первой мировой войны со слияния компаний Rapp Motorenwerke и Gustav Otto Flugmaschinenfabrik, располагавшихся в Мюнхене – столице Баварии. Новая фирма занялась производством авиационных двигателей, а свое нынешнее имя – BMW (Bayerische Motoren Werke) – она получила в 1917 г.

Как известно, война закончилась для Германии полным поражением, и по условиям мирного договора стране было запрещено производить какие бы то ни было виды вооружений, включая аэропланы. Именно тогда владельцам баварской компании пришлось срочно переходить на новые виды изделий. В первые послевоенные годы из ворот мюнхенского завода выходила самая разнообразная продукция – от вагонных тормозных устройств и стационарных двигателей внутреннего сгорания до легких судов и мотоциклетных моторов, первый из которых представили в 1923 г. Следом развернули производство и самих мотоциклов. Но поскольку дела шли не слишком хорошо, то вскоре решено было заняться более перспективным направлением – выпуском автомобилей.

В 1928 г. BMW купила автомобильный завод Dixi в Айзенахе, а вместе с ним и права на выпуск двухместных машинок DA1, производившихся по лицензии Austin. С этого времени модели пошли на рынок под двойным названием BMW-Dixi, а затем стали выходить только под маркой BMW.

Первый самостоятельно разработанный автомобиль появился у баварцев в начале 30-х годов. Им стал BMW 303, созданный под руководством конструктора Фрица Фильдера, который с 1933 г. осуществлял техническое руководство компанией. Машина выпускалась с открытым и закрытым кузовами, и специально для нее был разработан мощный 6-цилиндровый двигатель, положивший начало последующим сериям знаменитых баварских “шестерок”. При его создании использовался опыт, накопленный компанией за годы выпуска авиационных моторов.

Настоящей мечтой многих автомобилистов рубежа 30-40-х годов прошлого века стала спортивная модель BMW 328, выпускавшаяся с 1937 г. Общий объем ее производства составил всего 464 единицы, тем не менее именно этому авто марка во многом обязана своими победами в гонках и мировой известностью. Правда, несмотря на значительные успехи, в то время баварские автомобилестроители не считались лидерами отрасли в Германии, оставаясь в тени более крупных конкурентов – Mercedes-Benz и Audi.

Падение и триумф

Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война заставила BMW вернуться к выпуску авиамоторов, поэтому заводы компании стали мишенью для бомбовых ударов авиации союзников. А когда война закончилась, фирма оказалась на краю пропасти: основное производство, расположенное в Мюнхене, лежало в руинах, а предприятие в Айзенахе находилось в зоне советского влияния и, таким образом, выпадало из активов.

Возрождение предприятия началось с восстановления цехов и производства сельхозмашин. В 1948 г. оккупационные власти разрешили фирме выпускать мотоциклы с мотором объемом 250 куб. см, а автомобильное производство удалось восстановить только в начале 50-х. Первенцем стала модель среднего класса BMW 501, пошедшая в производство в 1952 г. Она базировалась на довоенной 326-й серии, оснащалась 6-цилиндровым 65-сильным мотором и являлась для своего времени весьма комфортабельной. Затем появились модели 502, 503 и 507. Наряду с ними в середине прошлого века выпускались и компактные малолитражки Izetta. Благодаря этому легковые модели баварской марки вновь начали играть заметную роль на европейском рынке, хотя и считались излишне консервативными по части дизайна.

На протяжении следующих нескольких лет компания более-менее успешно развивалась, но в 1959 г. она оказалась в весьма сложной финансовой ситуации из-за очередного экономического кризиса. Дело дошло до того, что марку подумывал приобрести ее конкурент – Mercedes-Benz. Как сложилась бы ее судьба далее, неизвестно, но именно тогда контрольный пакет акций баварской фирмы приобрел немецкий мультимиллионер Герберт Квандт. Став фактическим владельцем BMW, он полностью сменил руководство компании и стал разрабатывать планы ее дальнейшего развития.

В 1961 г. появился первый “посткризисный” автомобиль модели 1500. Это был 5-местный седан с весьма динамичным экстерьером, 1,5-литровым двигателем мощностью 80 л.с. и впечатляющими для своего времени ходовыми качествами. Модель стала первым шагом на пути к стратегической цели – выпуску “автомобилей для водителя”, которые наряду с комфортом и безопасностью могут предоставить своему владельцу удовольствие от управления машиной. С тех пор все автомобили BMW отвечают именно этому принципу. В дальнейшей истории марки было немало выдающихся автомобилей, она вошла в число наиболее популярных мировых премиум-брендов и сегодня остается одним из безоговорочных лидеров этого сегмента. Подобное стало возможным благодаря тому, что инженеры компании постоянно ищут новые технические решения и создают новые технологии, которые оперативно внедряются в производство.

К новым высотам

Однако, чтобы сохранять за собой высокие позиции, одних технических новшеств недостаточно. Компании постоянно приходилось соответствовать тенденциям времени. Когда в начале 90-х годов прошлого века в мировом автопроме наступила “эпоха укрупнений”, баварская фирма вернула свой старый завод в Айзенахе и приобрела Rolls-Royce. Другим серьезным шагом была покупка в 1994 г. британской Rover Group, куда входили такие известные марки, как Rover, Land Rover и MG. Многие эксперты тогда отнеслись к подобной инициативе с недоверием, но практика показала, что она имела смысл: помимо экономических преференций немецкая компания получила доступ к новым для нее технологиям производства автомобилей повышенной проходимости. Результат не заставил себя ждать – блестящая Х-серия, объединившая в себе выдающиеся внедорожные качества и комфорт, присущий роскошным автомобилям. А на рубеже XXI века в короне автомобильной империи BMW появляется новая жемчужина – MINI.

Широкая популярность во всем мире заставила концерн открывать производства за пределами Германии. Автомобили баварской марки впускаются в США, Китае, Индии, Вьетнаме, Таиланде, Малайзии, Египте и ЮАР. При этом наряду с автомобилями компания продолжает выпускать мотоциклы и авиационные моторы.

Что касается нашей страны, то договор об организации производства автомобилей BMW на предприятии “Автотор” в Калининграде был подписан 16 марта 1999 г., и уже через несколько месяцев там началась сборка автомобилей 5-й и 7-й серий. В марте 2001 г. была освоена и сборка моделей 3-й серии, а когда пришла пора очередного обновления “пятерки”, “Автотор” стал первым предприятием за пределами Германии, которому совет директоров BMW AG доверил ее сборку.

Сегодня, несмотря на общие негативные тенденции в мировом автомобилестроении, дела концерна идут совсем неплохо. Лишнее подтверждение тому – статистика: в 2012 г. BMW Group продала по всему миру 1 845 186 автомобилей под марками BMW, MINI и Rolls-Royce. Это на 10,6% больше, чем годом раньше, что является для компании рекордом. 

Эмблема BMW – охваченный черным кольцом круг, разделенный на четыре сектора (два голубых и два белых), – несет на себе отголосок авиационного прошлого марки. Синие секторы символизируют голубое небо, белые – стилизованный вращающийся пропеллер. Кроме того, синий и белый считаются национальными цветами родины марки – Баварии. На кольце помещены латинские литеры: BMW.

Примечательно, что за несколько десятилетий своего существования этот логотип не претерпел серьезных изменений, а эмблемы, размещаемые на мотоциклах и автомобилях, выпускаемых компанией, идентичны.

Помимо логотипа автомобили BMW отличает другая характерная особенность: их радиаторная решетка выполнена в виде двух четырехугольников со скругленными краями. Что касается девиза, то на протяжении целого ряда лет он также остается неизменным: “С удовольствием за рулем”.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 1 5