Автомобильный рынок постепенно приходит в себя после тектонического сдвига 2022 года. Мы уже привыкли, что статус «серый дилер» перешел из ругательного в синоним большого выбора машин и выгодных цен, пусть и без гарантии

Но в конце весны наметился новый тренд: бренд Lixiang, а вслед за ним и Mazda объявили о старте официальных продаж. Шумиха поднялась знатная, и тут явно нужна пояснительная бригада. Поставками автомобилей упомянутых китайской и японской марок занимается не сам производитель, а отдельная структура — Sinomach и «Мазда Мотор Рус» соответственно. Похожая схема и у «Моторинвеста», который у нас развивает бренды Evolute, Voyah и Dongfeng. Компания «Рокс Моторс» и корейская марка KGM идут похожим курсом.

Получается такая бело-серая схема. Дистрибьютор развивает дилерскую сеть, по мере возможностей оформляет ОТТС, пытается формировать склады запчастей и обеспечивать гарантию. Почему же тогда он не совсем белый? За компанией не стоит головной офис производителя, который бы диктовал стандарты работы, делился мировым опытом по обслуживанию машин и свежим ПО, давал максимальные скидки на машины и компоненты.

Но если обернуться лет на 20 назад, рынок выглядел точно так же. Поставками автомобилей из-за границы занимались дилеры, а если им удавалось заключить соглашение с местными шоурумами, то они уже гордо именовали себя дистрибьюторами. Так начинала, например, компания «Рольф», которая ввозила японские Mitsubishi, а затем, когда продажи начали исчисляться десятками тысяч, продала свое подразделение японцам. Но тогда, чтобы победить прямых конкурентов, нужно было предложить рынку лучшие условия. Сегодня же мы наблюдаем обратную картину: как только та или иная марка выходит к нам «официально», цены растут, что вряд ли может привлекать покупателей.

Посмотрите на предложения белых и серых дилеров, скажем, по моделям Geely. Разница на бестселлер Monjaro может достигать миллиона рублей, и тут уже покупатель сам решает, имеет ли заводская гарантия и «теплые» опции настолько высокую ценность или лучше сэкономить, отложив некоторую сумму на внеплановый ремонт. При этом не быть привязанным к официальному сервису, а обращаться также в качественные, но серые СТО. А в случае поломки достать заначку из кубышки, чем упражняться в остроумии с менеджером по гарантии, который далеко не всегда настроен к клиентам лояльно.

Вот и получается, что сегодняшний авторынок напоминает лихие 90 е. Надеюсь, откровенных обманов теперь все-таки меньше — в конце концов, есть более сильная власть, которая в спорных ситуациях чаще встает на строну потребителей, нежели бизнеса. Но важно, чтобы все бумаги были оформлены надлежащим образом. Причем тренд на плавное обеление рынка вырисовывается отчетливо. А учитывая, что проходить мы это будем уже во второй раз и профессионалов на рынке достаточно много, процедура должна пройти более плавно и менее травматично как для бизнеса, так и для конечных потребителей. Однако временно придется согласиться с вынужденным ростом цен: качественный сервис, маркетинг и гарантия в любом случае стоят денег. Реальную же экономию мы, покупатели, сможем получить только по итогам локализации производства, что позволит снизить и логистические издержки, и налоговую нагрузку. Но это произойдет только после полного обеления рынка. Так что запасайтесь терпением. А если автомобиль нужен уже вчера, то выбирать лучше проверенные марки, которые чаще встречаются на дорогах. На них запчасти будут наверняка, а белые они или серые, пока особого значения не имеет.

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 9 5