О том, что в России надо возродить свои автомобили представительского класса для высших чинов, включая главу государства, заговорили в 2012 г. И вот уже в 2014–2015 гг. нам обещают прототипы, а в 2018-м должен стартовать и серийный выпуск “ЗИЛа для президента”.

Действительно, ну сколько можно?! Президент державы, выигравшей мировую войну, передвигается в автомобиле, сделанном в стране проигравшей. Нонсенс! Тем более что в других государствах вы этого не увидите: в Европе, Азии, Америке главы абсолютно всех государств, имеющих собственный сильный автопром, передвигаются на своих машинах. Это – престиж страны. Кстати, даже Борис Ельцин, хоть и использовал в повседневной жизни Mercedes, на официальных церемониях ездил в ЗИЛе. Теперь, кажется, об этом вспомнили, придумали даже красивое название – проект “Кортеж”. Вот только, глядя на его реализацию, в успехе я все больше сомневаюсь.

Начнем с того, что план подразумевает целую линейку моделей: лимузинов, седанов, однообъемников и даже внедорожников. Предполагается, что уже на первом этапе будет выпускаться 5000 автомобилей в год, после чего этот объем возрастет вчетверо! Машины хотят делать под марками ЗИЛ (президентский лимузин), “Чайка” (седан для свободной продажи и чиновников уровня министра), “Руссо-Балт” (седаны и внедорожники) и, наконец, Marussia (эксклюзивные версии). Но даже если оставить в стороне подобный винегрет из брендов, возникает целый ряд вопросов. Например, “Руссо-Балт” сейчас принадлежит бизнесмену Виктору Такнову, и станет ли он дарить его “Кортежу”, неизвестно.

Да и вообще хочется спросить людей, озвучивающих такие планы: вы сами верите в свои слова? Вы на статистику продаж смотрели? Ведь, скажем, Jaguar в 2013 г. в России было продано лишь чуть больше 1700 единиц. И это учитывая весь потенциал компании, ее историю и дилерскую сеть. То есть “уже на первом этапе” новые, ничем не зарекомендовавшие себя российские модели, без развитой сети продаж и с непонятным сервисом должны стать популярнее, чем те же Jaguar и Porsche?

Мне скажут: некорректно сравнивать Porsche с ЗИЛом. Согласен. Но это делаю не я. Нам обещают, что “народный” седан будет стоить 2 млн рублей, а внедорожник – 3 млн! Господа, скажите честно, что вы купите за три “лимона”: некий ЗИЛ (ну, или “Руссо-Балт”) либо Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser 200, Range Rover Sport или Nissan Patrol? Все они стоят как раз около того.

А кто должен создавать машины? Пока речь о том, что отвечать за конструирование станут две организации – Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) и компания Marussia. Последняя под руководством шоумена и певца Николая Фоменко так и не смогла наладить производство своего разрекламированного суперкара. Что же касается НАМИ, то последний серийный автомобиль, спроектированный этим институтом, датируется… 1985 г. Это был странный грузовичок БАЗ-3778, который в мизерных количествах выпускали в Брянске. Еще можно вспомнить про автомобильчик “Мишка”, разработанный в 1999 г., но так и не вставший на конвейер. Откуда же у НАМИ опыт создания столь разных и технически сложных моделей, как лимузин, внедорожник и массовый седан? Или Marussia поставила на поток бронированные машины для VIPов?

Это лет сто назад для выпуска автомобилей было достаточно желания и денег. Теперь нужна еще и сильная конструкторская школа. Та, что накапливает опыт и делает выводы, позволяя компании шаг за шагом расти – от микролитражки до хотя бы кроссовера. У нас же хотят все и сразу. Но так не бывает, и опыт китайцев это подтверждает: уже много лет используя платформы мировых брендов, они по-прежнему допускают множество ошибок. А ведь мы, в отличие от китайцев, даже не хотим использовать уже существующие импортные наработки. На выделенные из бюджета 12 млрд рублей нам обещают не только построить кузов, но и создать универсальную платформу, собственные коробки передач и даже двигатели V8 или V12!

Вы спросите, а как же ЗИЛ, его история? Отвечу: последний легковой ЗИЛ-41047 был создан в 1986 г., но он с технической точки зрения стал лишь развитием модели ЗИЛ-114 1967 г. К тому же сам ЗИЛ нужен проекту “Кортеж” только ради названия, плюс на самом заводе рассчитывают наладить сборку. А где компании, что выпускают в России легковые автомобили? Где АвтоВАЗ и УАЗ? Увы, они почему-то оказались за бортом “Кортежа” (а может, и не захотели в нем участвовать). Хотя те же тольяттинцы, имеющие конструкторскую школу и мощности, могут оказать большую помощь в создании машин (тем более что у партнеров АвтоВАЗа – Renault и Nissan – есть опыт производства VIP-моделей). Правда, говорят, что привлекут специалистов ГАЗа, которые до сих пор собирают эксклюзивные машины для богатых. Но есть нюанс: в Нижнем занимаются ручной сборкой, а массовое производство – совсем другое дело.

Конечно, я за то, чтобы российский президент ездил на отечественном лимузине – так должно быть. Но я категорически против непрофессионализма, обманов и “распилов”. Иначе “Кортеж” останется прожектом, а престиж страны снова упадет. 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9