Космические покровители

НО СНАЧАЛА напомним, в чем заключается главное преимущество спутниковых систем. Если в обычных “противоугонках” датчики, иммобилайзеры, шок-сенсоры и прочая электроника выступают как первый и последний рубеж обороны, то для “космического покровителя” все это так.. Лишь дополнительные средства защиты, причем отнюдь не обязательные. При попытке угона и при угоне автомобиля, оснащенного спутниковой сигнализацией, задействуются силы иного порядка. Вернее, правопорядка краденую машину почти сразу начинают преследовать патрули милиции.

Основной элемент любой спутниковой противоугонной системы это GPS-приемник, совмещенный с GSM-телефоном. Или так называемый GPS/ GSM-блок. Напомним, что GPS-приемник пользуется общедоступной системой американских спутников “Global Positioning System” и позволяет с точностью до нескольких метров определить местонахождение автомобиля, если, конечно, машина неким чудом не оказалась на Северном или Южном полюсах, где космическое “око” слепнет. Если возникла опасная ситуация, через GSMтелефон в диспетчерский центр передаются сигнал тревоги и координаты автомобиля.

Но здесь есть один тонкий момент, говорит Владислав Белкин, директор департамента продаж старейшей на российском рынке спутниковой компании “Цезарь-Сателлит”. В спутниковых “противоугонках” часто используется SMS-канал мобильной связи. Штука не слишком надежная. Мы все знаем, что SMS-сообщение может идти и час, и два, и пару суток.. Поэтому предпочтительнее та компанияоператор, которая помимо SMS-канала имеет и свой собственный дополнительный канал.

Чтобы система GPS работала, автомобиль должен находиться в зоне “прямой видимости” спутника. А если загнать машину в подземный гараж, эдак на второй-третий уровень, где и GSM-телефон бесполезен?

Машина не может попасть в этот гараж сразу. Она должна к нему подъехать. Поэтому диспетчерскому центру будут известны, по крайней мере, координаты точки, где оборвалась связь. Точность работы GPS позволяет знать улицу и номер дома, где этот гараж расположен. Если здание большое, то патрули даже получат информацию, каким въездом угонщики воспользовались.

Еще автомобиль можно укрыть в передвижном “гараже”. Например, в экранированной фуре.

Это уже из жанра теледетективов.. Любой водитель большого грузовика скажет вам, что вероятность выехать за пределы Москвы без единого досмотра ничтожна.

Однако она существует. И теоретически автомобиль можно вывезти туда, где нет GSM-покрытия.

“Белые пятна” есть на карте любого оператора сотовой связи. Однако не забывайте про так называемый “черный ящик”. Пусть автомобиль лишили сотовой связи, но GPS-то продолжает работать. Данные обо всех перемещениях машины сохраняются в памяти. Эта “история” может охватывать срок от месяца до года. Она мгновенно пересылается в диспетчерский центр, как только автомобиль “засвечивается” в сотовой сети. Пусть даже за тысячи километров от места угона.

Ну, за это время преступники могут вообще систему демонтировать.

Могут. Однако грамотно установленный комплекс строится так, чтобы он весь, до последнего винтика, как можно дольше противостоял разборке. Есть такое понятие “время демонтажа”. Это срок, необходимый для демонтажа системы знающими специалистами. Он составляет от 45 до 120 минут. Блоки спутниковых “противоугонок” малы, по размерам они сравнимы с пачкой сигарет, их можно спрятать в самых труднодоступных недрах автомобиля. А датчики разборки своего рода внешний периметр охраны. Они позволяют точно идентифицировать взлом и диспетчер сразу получает сигнал. Пока преступники пытаются удалить оборудование, можно выяснить, что происходит, где, оценить ситуацию и обрисовать все обстоятельства милиции.

Угнанная машина была найдена в соседнем лесу, куда ее дотащили на буксире.

Порой случаются даже курьезные случаи. Так, однажды оператор, получив сигнал взлома, не смог убедить владельца в том, что именно сейчас, ночью, в гараже его особняка орудует целая бригада. Под утро оператор снова разбудил владельца звонком и порадовал новостью: машина покинула гараж, но найдена в соседнем лесу, куда ее дотащили на буксире. Салон был полностью разобран, отдельные блоки валялись на полу и были уничтожены, но полностью обезвредить “противоугонку”, равно как и завести двигатель, преступники не смогли – не хватило времени.

Хорошо, представим другую ситуацию. Выходит владелец автомобиля утром во двор, заводит мотор, и начинает сметать снег с крыши. Двери машины открыты: садись и гони..

В спутниковых “противоугонках” авторизация владельца должна производиться по принципу: поехал, а после послал сигнал: “Свой!”. Если сделать наоборот, то процесс снятия автомобиля с охраны станет заметен со стороны. Вообще, управление спутниковой системой должно быть организовано так, чтобы ее присутствие было незаметно для окружающих. Даже механики на сервисе, где обслуживается автомобиль, в идеале не должны знать об этом охранном комплексе. Если в салоне видны клавиатура для введения кода или нестандартные кнопки это плохо.

Есть интересная статистика. За последние годы число угонов в Москве поначалу росло: с 4.750 в 1999-м до 16.900 в 2003-м. И вдруг в прошлом году спад. Почти на 1.000 случаев. В милиции признают, что во многом это заслуга поисковых охранных систем. Тем не менее эффективность спутниковых “противоугонок” колеблется в пределах 90-96%. Грубо говоря, четыре-десять машин из 100 оборудованных системой исчезают бесследно.

Стопроцентной защиты от угона, увы, пока не придумано. В конце концов, есть и человеческий фактор. Посмотрите, сколько молодых женщин ездит на “BMW X5”, “Porsche Cayenne”, “Гелендвагенах”. Многих легко запугать до такой крайности, что жертва раскроет все секреты.. Возможен и преступный сговор. Например, между угонщиками и нечестным наемным водителем.. Порой и сами владельцы автомобилей не прочь обмануть страховую компанию.

В салонах автомобилей случаются разговоры ценой в миллионы долларов.

Разберем вариант самый неприятный.. Вернее, самый страшный владелец остается в заложниках. Здесь уже все отдашь: ключи, документы.. Жизнь дороже.

Правильно. И спутниковая “противоугонка” способна помочь в таком случае. Многие системы предусматривают секретные кнопки тревоги. Они могут быть скрытно размещены по всему салону и даже в багажнике. У заложника есть шанс послать сигнал о захвате. Этот сигнал также будет подан автоматически, если спустя какое-то время после начала движения не пришла авторизация водителя. Вообще, для защиты от разбойного нападения необходимо снабдить охранный комплекс устройством, позволяющим диспетчеру слышать все, что происходит в салоне автомобиля. В качестве опции предлагаются и системы скрытого видеонаблюдения. Все это при самой худшей ситуации позволит постоянно отслеживать обстановку в машине и быстро разработать наименее опасный для заложника и неожиданный для угонщиков план освобождения. Обо всех тонкостях я, по понятным причинам, говорить не могу, но схематично примерно так.

Эти подслушивающие и подсматривающие системы хороши в критических ситуациях, а как насчет повседневности? Владельцы дорогих машин люди далеко не последние в этом мире. В салонах их автомобилей случаются разговоры, скажем так, ценой в миллионы долларов.. Даже если забыть о бизнесе, все равно возможно вмешательство в частную жизнь, получение сведений совсем личного характера.

В теории, конечно, могут быть злоупотребления. На практике же все зависит от порядочности персонала и от того, как реализован алгоритм включения визуального или аудиоконтроля. Спутниковая компания меньше всего заинтересована в нарушении принципов конфиденциальности. Факт “прослушки” сильно ударит по ее репутации. Поэтому клиенту предоставляется возможность проверки: он всегда может заказать у сотовой компании детализацию счета за связь и посмотреть, в какие дни, в какое время и на какой период в салоне включался, скажем, микрофон аудиоконтроля.

Кстати, отсутствие аудиоконтроля повышает стоимость эксплуатации “противоугонки” из-за увеличенного числа ложных вызовов. Когда оператор не уверен, что все нормально, он действует как в ситуации с угоном. А это стоит денег.

Допустим, оператор выбран. Настало время подписывать договор. На что обратить внимание?

Обязательства “секьюрити” в нем следует прописать до мельчайших подробностей, поставить свои условия. В частности, обычно GPS/ GSM-система включается в автономный режим и не контролируется оператором до тех пор, пока не приходит сигнал тревоги. Но можно установить контроль по расписанию или вообще непрерывный мониторинг. Важен и такой момент: для каждого конкретного автомобиля и условий его использования оператор обязан предложить оптимальные конструкцию и план обслуживания. К примеру, представительский “Мерседес” ездит с сопровождением, паркуется в охраняемом гараже это одна конфигурация. Если же “противоугонку” устанавливают в джип жены, которая на нем и в школу, и за город, и по магазинам, необходима конфигурация другая. Компании, которые предлагают готовые комплексы и четкие тарифные планы, вызывают доверие, но только в том случае, если планов обслуживания не два-три, а гораздо больше – как правило, это уже проверенные практикой конфигурации. Универсальных решений лучше остерегаться.

В общем, “космический покровитель” охраняет не только автомобиль, но и человека.

И не только от криминальных опасностей. Скажем, в США существует огромная, охватывающая весь континент система “OnStar”. Она создавалась в первую очередь как навигатор. Однако в снабженных “OnStar” машинах есть специальная кнопка с красным крестом, позволяющая одним нажатием вызвать медицинскую помощь.. России, конечно, далеко до такого уровня цивилизации, но и многие предлагаемые на нашем рынке спутниковые “противоугонки” можно оснастить, например, датчиками срабатывания надувных подушек в случае аварии компанияоператор немедленно поможет. Вообще, дополнительных функций множество. Спутниковую систему можно использовать как навигатор электроника будет передавать на экран дополнительного миникомпьютера информацию о дорожных заторах и маршрутах объезда. Охрану автомобиля можно “запараллелить” с охраной недвижимости коттеджа или квартиры. Это даже проще, чем обеспечивать безопасность машины. Весь вопрос во взаимодействии конкретного оператора с милицией “на местах”.

Одна клиентка однажды заказала нам вовсе экзотическую услугу: если автомобиль ее супруга задерживался в такой-то или такой-то точке Москвы как выяснилось, это рестораны, куда тот ездил на деловые переговоры, то следует мужу позвонить и предложить услугу опытного водителя-сопровождающего. Звонок, говорят, произвел сильное впечатление не только на мужа той дамы, который узнал об этом уже от оператора, но и на его партнеров.. Как видите, спутниковые охранные системы способны не только автомобили возвращать.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 1 5