Рисунок протектора шин “Hakkapeliitta R” и “Hakkapeliitta R SUV” абсолютно одинаков, отличия лишь во внутренней структуре покрышек.

СОВРЕМЕННАЯ зима непредсказуема. Экстремальные морозы чередуются с потеплениями, смена температур происходит порой внезапно.. Поэтому на дорогах встречается не только чистый снег или лед. Все чаще (особенно в мегаполисах) автомобили передвигаются по мокрому асфальту или жидкой каше из грязи и противогололедных реагентов, которые при температуре около нуля градусов превращаются в очень скользкую смесь. Именно для таких переменчивых погодных условий создана зимняя фрикционная покрышка “Nokian Hakkapeliitta R”, практически по всем параметрам опережающая свою предшественницу “Hakkapeliitta RSi” – победительницу многих шинных тестов.

Как этого удалось добиться? Прежде всего благодаря новому протектору, каждая часть которого рассчитана на работу в определенных условиях. Расположенные в плечевой зоне покрышки мягкие крупные шашки помогают шине цепляться за плотный снег или другую скользкую поверхность, например слегка подтаявший лед, часто встречающийся на городских улицах при околонулевой температуре. Для борьбы с тонкой водяной пленкой, нарушающей контакт покрышки с поверхностью, широкие канавки протектора (рассчитанные на борьбу с глубокими лужами) малоэффективны. Это сродни стрельбе из пушки по воробьям. Поэтому в шине “Hakkapeliitta R” используется уникальное решение – “насосные” ламели (всего их 860). Снаружи они ничем не отличаются от обычных, но внутри у них есть специальные карманы, напоминающие перевернутый треугольник со скругленными вершинами (испытания показали, что именно такая форма оптимальна). Когда “насосная” ламель попадает в пятно контакта, она вбирает в себя воду, которая затем под действием центробежной силы выбрасывается из кармана. По словам руководителя отдела развития продукции “Nokian Tyres” Теппо Хуовилы, “насосные” ламели особенно эффективны при трогании с места или движении на подъем.

Что новинка позаимствовала у своей предшественницы, “Hakkapeliitta RSi”, так это насечку на передней кромке боковых шашек, похожую на зубья пилы. При торможении они вгрызаются в снег или лед и увеличивают площадь контакта шины с дорогой, тем самым сокращая тормозной путь.

Мастер-класс экстремального вождения по льду замерзшего озера проводит восходящая звезда финского автоспорта Эмма Кимиляйнен.

В отличие от мягкой плечевой зоны центральная часть протектора “Hakkapeliitta R” с длинными продольными шашками и широким ребром выполнена из достаточно твердой резиновой смеси. Благодаря такому решению шина имеет высокую устойчивость при движении по прямой и очень низкое сопротивление качению, а значит, и меньший расход топлива. Надо сказать, к вопросу улучшения экономичности финны подошли серьезно. Например, ради этого узкие ламели на продольном ребре чередуются с широкими – в этом случае протектор деформируется с минимальным сопротивлением.

Что касается управляемости, то острые боковые кромки шашек протектора и наклонные ламели в его центральной части призваны улучшить сцепление в поворотах. Причем для того чтобы автомобиль даже на податливых зимних шинах сохранил быстроту реакций на повороты руля, при прохождении виража каждое продольное ребро соединяется с тремя боковыми шашками, образуя жесткий блок. Такое решение позволило вдобавок увеличить глубину протектора шины до 9,5 мм (у большинства конкурентов она не превышает 8,5-9 мм), что положительно сказалось на долговечности, проходимости и стойкости к аквапланированию.

Не последнюю роль в улучшении характеристик шины также сыграло применение новой резиновой смеси, которая способна работать при резких перепадах температур.

Шина “Hakkapeliitta R SUV” на первый взгляд ничем не отличается от легковой покрышки. Рисунок протектора и использованные при создании модели технические решения у них одинаковы. Однако внедорожная шина сделана из более прочной резиновой смеси, стойкой к ударам и разрывам. Кроме того, в основе “Hakkapeliitta R SUV” лежит усиленный двухслойный каркас, а резина на боковинах толще, чем у легковой шины. Иными словами, эта покрышка готова к повышенным “внедорожным” нагрузкам.

Рок-н-ролл на льду

Экстренное торможение на укатанном снегу – без проблем. Даже в таких условиях у водителя остается возможность маневра.

ЛАПЛАНДИЯ – край суровый, но в те несколько дней, что проходил тест-драйв, стоял легкий мороз примерно в –10о С, вполне обычный для средней полосы России. Тем лучше, можно испытать шины в условиях, приближенных к отечественным.

Первым делом садимся в легковые автомобили, обутые в “Nokian Hakkapeliitta R”. Короткий инструктаж, и наш караван отправляется на аэродром, где организаторы подготовили специальную трассу. Дорога пуста, колонна легко держит скорость около 100 км/ч. Попутно отмечаем, что шины вполне “молчаливы”. В салоне слышен лишь легкий гул да шлепки покрышек о небольшие волны плотного снега, оставленные уборочной машиной.

– Смотри, олени! – радостно завопил сидевший рядом коллега. Экипаж впередиидущей машины также заметил зверей и решил их сфотографировать – автомобиль остановился как вкопанный. Пришлось и мне экстренно тормозить. Бью по педали, но ожидаемая дробь от сработавшей системы АБС появилась только в самый последний момент. Значит, шины хорошо цепляются за поверхность и до последнего не срываются в юз. Неплохо!

Вот и трасса. Под колесами достаточно скользкий, плотный, укатанный снег. Подмигнув контрольной лампой противобуксовочной системы, автомобиль резво трогается с места, и я направляюсь к скоростной змейке, для чистоты ощущений предварительно отключив систему стабилизации. При объезде конусов машина, конечно, начинает немного скользить, но при этом траектория легко контролируется рулем и газом. Новые шины ведут себя безупречно. Впереди пологий левый поворот. Вхожу в него на постоянной скорости, автомобиль послушно и безопасно прописывает кривую. Теперь разгон и резкое торможение в ограниченном конусами коридоре, в конце которого стоит инструктор и в последний момент взмахом руки показывает, в какую сторону надо свернуть – налево или направо. В этом упражнении важна не только реакция водителя, но и способность шин при резком повороте руля сохранить сцепление с дорогой. И они с этим тоже успешно справились.

Опробовать новые шины нам предложили на автомобилях разных классов.

Через некоторое время трассу раскатали практически до льда. Амплитуды скольжений стали больше. Но “Hakkapeliitta R” ведет себя молодцом. Занос или снос возникают настолько плавно, что даже новичок может почувствовать начало скольжения и вовремя вернуть контроль над автомобилем. А опытному водителю шины позволяют сполна насладиться экстремальным вождением. Похоже, не зря организаторы постарались придать тест-драйву атмосферу рок-фестиваля. На новых покрышках машина может выписывать пируэты не хуже акробатических танцоров. Правда, на таком покрытии приходится аккуратнее работать газом. Чуть переборщил с подачей топлива – и колеса срываются в пробуксовку. Но для нешипованных шин это простительно.

Теперь пересаживаемся в кроссоверы, обутые в “Hakkapeliitta R SUV”. Усиленная конструкция дает о себе знать – на дорогах общего пользования эти шины кажутся чуть более жесткими, чем легковые. Но это можно ощутить, лишь пересев из одной машины в другую. Для оценки возможностей внедорожной версии нам предоставили трассу, проложенную по льду озера. В принципе впечатления такие же, как от езды на легковых покрышках. Однако на льду новичкам надо быть особенно внимательными. Цепкие надежные шины создают опасную иллюзию вседозволенности, поэтому момент начала действительно опасного заноса легко пропустить, и тогда автомобиль закрутится волчком.

Напоследок нам предложили отправиться на внедорожную трассу, точнее – обычную проселочную дорогу, занесенную снегом. В Москве такой с позволения сказать “офф-роуд” встречается в каждом дворе после обильного снегопада. Что ж, новые шины позволяют кроссоверам уверенно ползти по колее и без особых затруднений выбираться из нее при необходимости.

К сожалению, проверить в деле действие уникальных “насосных” ламелей не удалось. С подтаявшим льдом в это время года в Лапландии туго..

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5