В крупнейших странах Евросоюза уже давно действует законодательный запрет на использование «шипов». Германия, Нидерланды, Англия, Польша, Франция – и это далеко не полный список. Стальные «когти» портят дорожное покрытие, и для бережливых европейцев это весомый аргумент, ведь на ремонт дорог уходят деньги налогоплательщиков. В результате производители шин были просто вынуждены совершенствовать технологии с целью приблизить эксплуатационные характеристики зимней нешипованной резины к уровню некогда традиционной «шиповки». Буквально за последние десять-пятнадцать лет в этом удалось добиться существенного прогресса. Но, как известно, абсолютно универсальной резины не бывает, - вместе с улучшением характеристик фрикционных шин в зимний период эксплуатации значительно снизились их возможности в теплое время года. Как следствие большинство производителей отказалось от позиционирования таких шин как всесезонных. Российские сторонники «липучки» лишились одного из главных аргументов – всесезонности и экономии на шиномонтаже.

Остается понять, какие доводы в свою пользу они приобрели взамен. Вопросы сохранения дорог и экологии мало заботят наших автовладельцев, а значит единственное значимое требование к шинам – это обеспечение хорошей управляемости автомобиля и как следствие безопасности.

Оценить эти характеристики современной зимней нешипованной шины мы смогли во время длительного теста покрышек Michelin X-Ice 2, любезно предоставленных фирмой-производителем и установленных на один из редакционных автомобилей, Peugeot 206.

Напомним, Франция одна из стран, где действует запрет на «шипы», а значит и от фрикционной покрышки французского происхождения можно ожидать выдающихся результатов. Такие ожидания только крепнут, когда смотришь на описание примененных в шине технологий.

Сам производитель позиционирует свою новинку зимнего сезона 2011/2012 X-ICE 2 как покрышку для изменчивых зимних условий, в которых она демонстрирует «выдающиеся характеристики на всех типах дорожного покрытия, в том числе и на льду».

В основе шины три инновационных элемента. Это микропомпы, позволяющие отводить воду из пятна контакта, Z-ламели и специальная резиновая смесь FLEX-ICE.

Микропомпы расположены по краю каждого блока протектора. Многие производители объединяют такие «насосы» с ламелями, но в Michelin нашли иное решение. Здесь это самостоятельный элемент, который легко заметен невооруженным глазом в рисунке протектора. В результате такого расположения края блоков становятся жестче.

Z-ламели в центре блока протектора, создают большое количество цепляющих кромок. Это должно обеспечивать великолепные сцепные свойства шины на скользкой поверхности. Еще одно преимущество Z-образной формы ламелей в том, что при движении автомобиля обеспечивается их «самоблокировка». Это тоже увеличивает жесткость блоков протектора и улучшает управляемость.

Кремниевая смесь FLEX-ICE придает резине достаточную эластичность при низких температурах и оптимальную жесткость при более высоких. Со своей стороны заметим, что сочетание очень мягкой резины и элементов протектора, увеличивающих жесткость, выглядит интересным решением. Излишняя мягкость резиновой смеси фрикционных зимних шин для многих производителей была камнем преткновения, не позволявшим добиться стабильно хороших результатов в разных температурных режимах и дорожных условиях.

Остается добавить, что по заявлениям производителя в шине X-ICE 2 удалось увеличить пятно контакта на 13% относительно X-ICE первого поколения, что улучшает тормозные и тяговые свойства шины, повышает показатели управляемости, особенно на скользких поверхностях, и в целом увеличивает ходимость «покрышки» за счет меньшего износа.

Впрочем, все это лишь описание, предоставленное производителем и рассчитанное на привлечение покупателя. Понять, как все эти технологии работают, можно только в режиме реальной эксплуатации. За три зимних месяца использования Michelin X-ICE 2 мы смогли опробовать шины в самых разнообразных условиях.

Поскольку в начале декабря на автомобиль шины устанавливались взамен «шиповке», в полной мере удалось почувствовать их акустический комфорт. Уровень шума, проникающего в салон нашего Peugeot 206, снизился так радикально, что первое время возникало желание обратиться к врачам для проверки слуха, - не может быть в этом автомобиле так тихо. Но если быть полностью объективным, уровня среднестатистических летних шин по шумности X-ICE 2 все-таки не достигает, хотя и демонстрирует действительно выдающиеся характеристики акустического комфорта среди зимних нешипованных шин.

Второе наблюдение, - это очень своеобразные характеристики шины в части сопротивления качению. Наш Peugeot 206 оборудован автоматической коробкой передач. Особенностью большинства АКПП является низкая способность к торможению двигателем. Если убрать ногу с педали газа, автомобиль часто продолжает двигаться на той же передаче накатом, почти не замедляясь. На одних автомобилях с АКПП это больше выражено, на других меньше, Peugeot 206 в этом отношении крепкий середнячек – он умеет замедляться при сбросе газа, но гораздо менее эффективно, чем хотелось бы. Однако после установки на автомобиль резины X-ICE 2 эффективность торможения двигателем резко возросла. В пору было бы удивиться, ведь сегодня все производители, в том числе и Michelin, стремятся к снижению сопротивления качению ради экономии топлива и большей экологичности. Однако затем мы обратили внимание, что и разгон у нашего 206-ого стал заметно легче. Таким образом, можно предположить, что сопротивление качению, когда на колеса подается тяга, у X-ICE 2 низкое, а вот когда тяги нет, резко возрастает и резина начинает работать на торможение. С нашей точки зрения, это большой плюс, поскольку позволяет и топливо экономить и реже пользоваться педалью тормоза, что повышает безопасность на скользкой дороге, да и тормозные колодки бережет.

Поведение шин X-ICE 2 на сухом холодном асфальте, с которым часто приходится сталкиваться зимой в большом городе, особенно на больших магистралях, выше всяких похвал. Никакой излишней мягкости резины, которая приводила бы к ее «подворачиванию» в поворотах или срывам в скольжение при интенсивном торможении, тут не заметно, во многом именно благодаря особой конструкции протектора, о которой мы говорили в начале.

То же самое можно сказать и об асфальте покрытом водяной пленкой. «Микропомпы» отлично справляются с этой влагой, и поведение автомобиля не сильно меняется.

Отдельной похвалы достойна стабильность поведения X-ICE 2 на продольных дорожных неровностях. Колейность в левой полосе на московском Третьем транспортном кольце почти не ощущается, автомобиль уверенно держит траекторию и при движении по прямой, и при совершении перестроений.

Выдающиеся характеристики демонстрирует X-ICE 2 и на заснеженных дорогах. Так за все время теста нам ни разу не пришлось включать «зимний режим» АКПП позволяющий трогаться со второй передачи. Даже в обычном режиме «D» с этой резиной пробуксовки при трогании, если конечно не давить педаль газа в пол, практически не происходит. А если вдруг передние колеса и начинают проскальзывать, резина не закапывается, а как бы «всплывает». В результате автомобиль уверенно движется вперед.

Рискнем предположить, что с этими покрышками от Michelin можно штурмовать и довольно глубокий снег, если конечно установить их на кроссовер. Peugeot 206, с его небольшим клиренсом и низко висящей юбкой переднего бампера, не лучший кандидат для таких подвигов.

В один из дней снег, выпавший накануне, превратился на московских дорогах, там где их не успели пролить реагентами, в толстый слой бугристого льда дополнительно припорошенного мелкой снежной пудрой. Это стало первым из двух наиболее серьезных испытаний для тестируемых шин. На таком льду сохранять управляемость не просто и на «шипах», что уж говорить о фрикционных покрышках. Однако X-ICE 2 приятно удивили. Конечно, без скольжений тут обойтись невозможно, но поведение автомобиля остается предсказуемым. Более того, можно заметить, что если при торможении срабатывает система ABS, шины очень быстро восстанавливают сцепление с дорогой, и замедление продолжается уже без вмешательства электронного помощника.

На льду система Z-ламелей в сочетании с «микропомпами» и жесткими гранями блоков протектора показывает себя в полную силу. Шина действительно оказывается способна на то, чего лет десять назад от нешипованных шин было невозможно ожидать.

Правда в поворотах, при сносе передней оси и стандартном его «отруливании», восстановление сцепления с дорожным покрытием на этой резине происходит не плавно, а как бы легким толчком. Это надо учитывать, чтобы избежать неожиданностей и не допустить лишних ошибок в управлении.

Вторым жестоким испытанием стали морозы за -20 градусов, когда смесь антигололедных реагентов, вылитых в этом году на московские дороги сверх всякой меры, и снега превратилась в жирную масляную жижу. С этим, к сожалению X-ICE 2 справиться оказалось уже не по силам. Возникало ощущение почти полной потери управления, автомобиль еле-еле останавливался под стрекот ABS, его протаскивало боком в поворотах, хотя все и происходило на небольших скоростях. Словом, на такое издевательство московских властей над здравым смыслом создатели шин явно не рассчитывали. Во Франции такого точно не бывает!

Но нелишним будет заметить, что наш коллега, ездящий на «шипах», в те дни ощущал себя за рулем еще менее комфортно.

К слову, когда мы при такой же температуре воздуха выехали за город, где из условий задачи оказался исключен реагент, все сразу же встало на свои места, и покрышки вновь стали демонстрировать образцово-показательное поведение.

В заключение скажем, что Michelin X-ICE 2 в мегаполисе, с нашей точки зрения, явно более удачный выбор, чем «шиповка». Это наглядный пример того, почему фрикционная зимняя резина с каждым годом отвоевывает все большую долю рынка.

Однако надо учитывать некоторые особенности этой модели от Michelin. При очень хороших для зимней резины характеристиках на сухом и мокром асфальте эта модель требует от водителя определенного умения, если под колесами снег или лед. Резкое восстановление сцепления с дорожным покрытием при выходе из заноса может спровоцировать дополнительные ошибки в управлении у неопытного водителя. Тут требуется очень хорошо чувствовать автомобиль и быстро реагировать. В отличие от ряда других покрышек, которые более лояльны к мелким недочетам в управлении, X-ICE 2 прощает далеко не все. Рискнем предположить, что на длиннобазном автомобиле эта модель показала бы себя лучше за счет более плавного и предсказуемого развития скольжений и выхода из них.

В целом же мы бы рекомендовали Michelin X-ICE 2 всем городским водителям, кроме начинающих.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 1 5