Вопрос выбора зимних шин возникает часто. Каждую осень в автомобильном сообществе начинается раскол: одни агитируют за “шиповки”, другие – за “липучки”. Попробуем спокойно разобраться, кто же прав

Представьте себе картину: начинающий водитель пытается узнать у “бывалых”, какие зимние шины ему лучше установить – с шипами или без. В ответ ему выложат диаметрально противоположные мнения, причем адепты обоих решений будут с пеной у рта доказывать свою правоту, приводить аргументы (разумные и не очень), ссылаться на результаты тестов разной степени давности. Однако мы предлагаем отвлечься от эмоций и рассуждать взвешенно и разумно.

Конструкция

Начнем с самого очевидного – разницы в конструкции. На первый взгляд единственное отличие “зубастой” шины от фрикционной (в обиходе их называют “липучками”) – только наличие металлических элементов. На самом деле это не так: помимо прочего состав смеси шипованной шины заметно жестче. Делается это неспроста, ведь поверхность покрышки должна эффективно удерживать “гвоздь”. Да и при больших нагрузках чересчур мягкие блоки протектора не смогут работать как нужно, а будут просто “подворачиваться”.

Конечно, инженеры всячески пытаются решить эту проблему. Например, некоторые компании делают протектор похожим на бутерброд: более мягкий внешний слой обеспечивает надежное сцепление и издает меньше шума, в то время как жесткий внутренний надежно удерживает корень шипа в теле покрышки.

А вот “липучки” такого недостатка лишены вовсе. Отсюда вытекает сразу несколько выводов. Во-первых, фрикционные шины заметно тише: мало того что металл не цокает по асфальту, так и мягкая резина издает куда меньше посторонних звуков. Во-вторых, из-за своего состава они меньше дубеют на морозе. Немаловажно и то, что “липучки” наносят дорожному покрытию куда меньше вреда – по этой причине, кстати, во многих странах использование шипов запрещено законом.

Подмена понятий

Скептический настрой по отношению к нешипованной зимней “резине” может быть связан с довольно неожиданной причиной: некоторые доморощенные “эксперты” путают настоящие зимние “липучки” с... всесезонными шинами! Действительно, попытка создать универсальную, одинаково хорошо работающую и зимой и летом шину пока не удалась никому. Более того, стремление угодить, как говорится, и вашим и нашим оборачивается тем, что “всесезонка” проигрывает вне зависимости от времени года по всем статьям. Конечно, производители идут на разные ухищрения. К примеру, иногда они делают акцент на зимних качествах покрышки, а о том, как она ведет себя летом, стараются помалкивать. Но факт остается фактом: многочисленные независимые испытания подтвердили, что при всей своей привлекательности идея создания универсальной “резины” обречена на провал.

Рабочие элементы

Теперь давайте разберемся, какие элементы шины работают в той или иной ситуации. Если под колесами свежевыпавший снег или рыхлая снежно-водяная каша, то на первый план выходит не наличие или отсутствие шипов, а правильный рисунок протектора. Да и на мокром, обильно политом реагентами асфальте шипы не нужны. Более того, они будут мешать полноценному контакту колеса с дорогой! Тут опять же важны протектор, мягкий состав резины и большое количество водоотводных канавок и ламелей. Все это есть и у шипованной шины, но в силу своей мягкости “липучка” справится с такой задачей чуть лучше.

С обледенелым покрытием все сложнее. Фанаты шипов поторопятся сказать, что уж тут “липучка” наверняка проиграет. Однако не будем спешить с выводами, ведь здесь многое зависит не только от состояния дороги, но и от погоды. Например, в лютый мороз шипованные шины вполне могут проиграть своим “беззубым” соперницам. Специалисты шинных компаний говорят, что при температуре ниже –15 °C наледь становится слишком твердой и шип не может “зацепиться” за нее как следует. К тому же холодный лед редко бывает гладким, так что мягкому поверхностному слою “липучек” легче зацепиться за его микронеровности.

А вот если температура поползет вверх, то “зубастые” шины смогут показать себя во всей красе. В такой ситуации верхний слой льда начинает таять и на нем образуется тонкий слой воды. Он работает как смазка, сводящая сцепные свойства “липучек” практически к нулю. Шипованным же шинам такая проблема нипочем: они выполняют свое предназначение, активно запуская “когти” в размягчившийся лед. Впрочем, оговоримся: водяная пленка мешает и им. По мере приближения столбика термометра к нулю подтаявший лед становится рыхлым, и шипы уже не могут эффективно цепляться за него.

Комментарий специалиста

Роман Файзулин, менеджер по техническому маркетингу легковых шин Michelin

Вопрос, шипы или не шипы, на самом деле сложнее, чем кажется. Есть три типа зимних шин. Первый – шипованные шины – наилучшее оружие против льда и укатанного снега. Эти шины будут незаменимы для тех, кто живет в регионах с большим количеством снега, поскольку они обеспечивают лучшую проходимость, увереннее ведут себя на высокой скорости, с легкостью преодолевая снежные наметы. Также именно такие шины можно смело рекомендовать неопытным водителям.
Далее идут зимние нешипованные шины для суровых зимних условий (или нордические нешипованные). Данный вид шин уступает в сцеплении на льду шинам шипованным, особенно при температурах от 0 до –10 °C. Что касается снежных, мокрых и сухих дорог, то показатели шипованных и нордических нешипованных шин находятся примерно на одном уровне. Зато нешипованные шины обеспечивают гораздо более комфортную езду. К плюсам нешипованных нордических шин можно также отнести возможность перехода на зимние шины раньше предполагаемого начала сезона.
Третий тип зимних шин – это нешипованные шины для мягкой зимы. Такие шины идеально подходят для коротких зим с незначительным количеством снега. Они прекрасно ведут себя на сухих и мокрых покрытиях, но при наступлении холодов будут не лучшим решением для обледенелой дороги.
Важно понять, что при выборе одного из этих типов зимних шин потребитель должен принимать во внимание все указанные выше факторы (погодные условия, типы покрытия, опыт и пр.).

Практика

Многие апологеты шипов говорят, что сам термин “липучка” изобрели не инженеры, а маркетологи – чтобы быстрее продавать товар, скажем так, “сомнительного” качества. На это можно возразить: сравнительных тестов проведено уже немало. И результаты далеко не всегда говорят в пользу “шиповок”. Конечно, в тепличных условиях полигонов они зачастую выигрывают в ледовых дисциплинах. Но и результаты “липучек” с каждым годом становятся все лучше и лучше.

Сказывается то, что инженеры активно работают над ними: вводят в состав смеси новые компоненты (смягчающие вещества, водопоглощающий “белый гель” и т.д.), совершенствуют рисунок протектора. Так что уже сегодня во многих тестах такие покрышки показывают себя немногим хуже привычных “шиповок”. А в некоторых упражнениях они даже лучше – например, при испытаниях в торможении на льду при по-настоящему низких температурах. Что уж говорить о сравнении на мокром или сухом асфальте, где “липучки” не просто конкурируют, а порой уверенно побеждают!

Однако, даже с учетом всего вышеизложенного окончательно расставить точки над “i” и сказать, какая из шин больше подходит для зимы, все равно нельзя. Ведь главным аргументом стоит считать не “авторитетные” отзывы, а ваш “ареал обитания”. Например, житель Москвы (или любого другого мегаполиса) обречен почти всю зиму ездить либо по мокрому асфальту, либо по свежему снегу, а на голый лед он выезжает за сезон не очень часто. Так зачем же ему шипы только для создания звукового сопровождения?

Другое дело, если вам много приходится ездить по зимним загородным дорогам – тут шипы будут не просто полезными, они могут в критической ситуации буквально спасти жизнь. Так что если вы до сих пор раздумываете, стоит ли покупать шипованные зимние шины, то не слушайте малограмотных советов, а в первую очередь трезво оцените, насколько они вам нужны. 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 1