Хочу “олдтаймер”!

 

ЗА ГРАНИЦЕЙ почитателей автостарины великое множество. Они проводят всевозможные конкурсы, слеты, фестивали, соревнования. В России мода на классические модели пока только зарождается. Но зарождается весьма и весьма активно. Состоятельные россияне все чаще появляются на американских и европейских престижных шоу и аукционах. И, как говорят очевидцы, порой производят настоящий фурор своими дорогостоящими (причем не всегда оправданно) покупками. Мы обратились к специалистам – брокерам коллекционных автомобилей с просьбой рассказать о тонкостях покупки и эксплуатации такого антиквариата.

 

– Прежде всего надо определиться, зачем вам классический автомобиль, что вы собираетесь с ним делать и на какие дивиденды от его покупки рассчитываете, – говорит Максим Беляев из брокерской компании “Дедушкины конюшни”.

Во-первых, на коллекционном экипаже можно просто ездить, как и на любом другом. Ведь ни одним, даже самым дорогим, современным автомобилем сегодня уже никого не удивишь. Вон их сколько на улицах. А если купить “олдтаймер”, то помимо ни с чем не сравнимого удовольствия от обладания уникальной вещью гарантировано еще и всеобщее внимание со стороны окружающих.

Во-вторых, классический экземпляр можно выставлять на престижных национальных и международных выставках (их еще называют конкурсами элегантности) и тем самым приобщиться к элитному кругу знатоков и любителей автостарины. А в-третьих, можно и участвовать в любительских спортивных соревнованиях, таких как ретроралли или гонки на старинных автомобилях.

Просто покататься..

 

ДЛЯ ЭТОЙ цели лучше всего подходят классические американские модели 30-40-летней давности. Например “Ford Mustang”, “Chevrolet Camaro” или “Corvette”. Все они и сегодня очень выигрышно смотрятся, а благодаря мощным двигателям и незаурядной динамике способны доставить ни с чем не сравнимое удовольствие от вождения. Не случайно в США придумали для них даже специальный термин – “muscle cars” (дословно – “мускулистые машины”).

 

Стоимость таких “американцев” может колебаться в очень широких пределах. Лучшие экземпляры, попадающие по дилерской классификации в категорию “GOOD” или “EXCELLENT” (что обозначают эти понятия – смотрите в конце материала), относительно дешевы по сравнению с раритетными европейскими спорткарами: их цена в России составляет $50.000-120.000. Встречаются вообще идеальные, с точки зрения технического состояния, “muscle cars”, но покупать их не имеет смысла. Изначальная рыночная стоимость такого безукоризненного раритета будет весьма высокой, но уже после нескольких поездок по дорогам общего пользования он неизбежно “скатится” на категорию вниз с соответствующей потерей в цене.

На другом полюсе – сильно подержанные “muscle cars”. Все они в свое время выпускались огромными тиражами и за океаном редкостью не считаются. Поэтому найти по объявлению ржавый “Mustang” конца 60-х годов можно практически за бесценок. Его владелец вряд ли попросит за бесполезную, по его мнению, рухлядь больше $5.000-7.000. Но везти такой автомобиль в Россию тоже нет резона. Таможенные платежи в несколько раз превысят его стоимость (модели старше семи лет растаможиваются из расчета 3 евро за 1 куб. см объема двигателя). Специалисты советуют выбирать только наиболее ухоженные и хорошо сохранившиеся экземпляры, стоимость которых как минимум равняется величине таможенных пошлин.

Эксплуатация американского “олдтаймера” (естественно, в теплое время года и в достаточно щадящем режиме) обойдется не слишком дорого. Стоимость содержания – примерно на уровне современного европейского “семейного” класса. Это объясняется прежде всего простотой конструкции, в которой без труда разберется любой квалифицированный механик, и доступностью большинства ходовых запчастей. В США детали для классических моделей 30-летней давности до сих пор выпускаются множеством мелких компаний, обеспечивающих поклонников автостарины всем необходимым.

Значительно дороже (и при покупке, и в эксплуатации) обойдутся наиболее продвинутые спортивные модификации американских моделей, которые производились в ограниченном количестве – например “Shelby Mustang GT350” или “GT500”. Они, уже сходя с конвейера, считались раритетами и поэтому приобретались только ценителями и коллекционерами, которые берегли их для выездов в самых исключительных случаях. Нынешние владельцы таких автомобилей обычно прекрасно знают их истинную цену, и маловероятно, что продешевят при продаже.

Если позволяет бюджет, то для регулярной эксплуатации можно посоветовать и некоторые европейские модели. Одной из самых недорогих (и поэтому востребованных) среди них считается “Jaguar E-type Series I” 60-х годов выпуска. В Москве его можно купить за $80.000-150.000 в зависимости от возраста и состояния. Другой породистый англичанин – “Aston Martin DB6” (1965-1969 годов) – по цене будет сравним с современными представительскими моделями. За него попросят в пределах $135.000-150.000, а вот его обслуживание обойдется в несколько раз дороже, чем “американцев”. Проблемы с ремонтом и запчастями, увы, неизбежны – многие детали уже не производятся. Поклонникам немецких автомобилей можно обратить внимание на относительно простой и недорогой “Porsche 356” самого первого поколения (построенный на базе легендарного “VW Beetle”), который выпускался с кузовами “купе” и “кабриолет”. Машины 1956-1959 годов специалисты оценивают примерно в $95.000-110.000.

Практически любая из перечисленных моделей станет желанной гостьей на российских выставках автостарины, таких как “Ретростиль” или “Chopard Classic Rally”. Особого разнообразия автомобилей там пока не наблюдается, поэтому какой-либо приз (как минимум поощрительный) вам гарантирован. Однако на престижном международном шоу с такой машиной делать нечего. Для того чтобы принять участие в серьезном мероприятии, надо обладать действительно редким экземпляром, причем находящимся в идеальном состоянии.

Других посмотреть и себя показать

 

ВЫСТАВКИ и конкурсы автостарины регулярно проходят во многих странах мира. Полный календарь всех сколь-либо значимых событий превысил бы по размерам газетную полосу. Поэтому остановимся на самых знаменитых и престижных шоу, участие в которых сделает честь любому коллекционеру.

 

“Concorso d’Eleganza Villa d’Este” проводится ежегодно в первых числах мая в окрестностях итальянского города Серноббио. Эту выставку еще называют “фестивалем чувственных форм”. Помимо классических автомобилей на шоу выставляются и новейшие концептуальные модели от ведущих дизайнерских бюро мира. Респектабельная публика, “звездное” жюри и множество редчайших коллекционных автомобилей создают неповторимую атмосферу, наподобие той, что царит на самых престижных английских скачках. Главный приз выставки – золотой кубок “Coppa d’Oro Villa d’Este”.

“Pebble Beach Concours d’Elegance” – американский конкурс элегантности в Пеббл-Бич. Каждый год в конце августа на территорию гольф-клуба в Монтерее (штат Калифорния) съезжается более 200 самых редких и дорогих автомобилей мира. Общая стоимость экспонатов исчисляется сотнями миллионов долларов. Задача жюри – выбрать лучший автомобиль, который получает главный приз – “Best of Show”. Это мероприятие по праву считается самой грандиозной выставкой автостарины в мире.

Для того чтобы достойно выступить в подобном шоу, надо иметь подобающий ему по статусу автомобиль, который, естественно, во много раз дороже относительно доступной “прогулочной” машины. Чем-либо удивить искушенную публику и авторитетное жюри довольно сложно. На самых престижных европейских и американских шоу существует очень жесткий конкурсный отбор. В экспозицию попадают только лучшие из лучших – действительно редкие модели, состояние которых оценивается как “SHOW” (смотри таблицу в конце материала). По улице на таких автомобилях, естественно, никто не ездит. Их перевозят только в закрытых контейнерах, с соблюдением всех возможных мер безопасности. Но тем не менее даже чисто выставочный экземпляр должен иметь возможность самостоятельно передвигаться, мотор должен заводиться, а все узлы – нормально функционировать, так, как если бы автомобиль только вчера сошел с конвейера.

Порекомендовать какие-то конкретные модели в этом классе довольно сложно – все зависит от личных пристрастий покупателя и от того, в каких конкурсах он намеревается участвовать. Цена выставочных автомобилей начинается в среднем от $500.000, а верхнего предела просто не существует. Например, обычно большим успехом пользуется легендарная “Ferrari 250GT Tour de France” 1959 года выпуска. Ее стоимость с доставкой в Россию скорее всего превысит миллион долларов. Более распространенная “Ferrari 365 Daytona” 1968 года (обойдется примерно вдвое дешевле) будет хороша только для локальных мероприятий. На крупных международных шоу жюри вряд ли обратит на нее внимание – таких машин достаточно много.

Цена “олдтаймеров”, предназначенных для участия в конкурсах и шоу, помимо всего прочего еще сильно зависит от выставочной истории каждого конкретного экземпляра. Например, если данный автомобиль уже был отмечен какой-либо наградой (и это подтверждается документами), то велика вероятность, что и в будущем жюри будет к нему благосклонно. Соответственно и стоит он дороже, потому что считается потенциальным фаворитом будущих выставок. С каждой очередной победой на престижном конкурсе цена машины возрастает и в принципе может достигнуть запредельных значений. Так, на аукционе классических автомобилей в Штутгарте родстер “Mercedes 540K” 1939 года выпуска (неоднократный призер и победитель выставок) ушел с молотка за $3,5 млн..

Спорт с приставкой “ретро”

 

ГОНКИ на старинных автомобилях – один из самых дорогих и элитных видов автоспорта. Стоимость подготовленной для участия в них машины ничуть не ниже (а иногда и выше), чем у современных гоночных болидов. Основных типов соревнований “олдтаймеров” два: исторические ралли, которые представляют собой скорее передвижные выставки автостарины, и непосредственно гонки, где между спортсменами разворачивается настоящая борьба.

 

Исторические ралли больше напоминают прогулку на коллекционных автомобилях по знаменитым гоночным трассам. Как правило, гонщики даже не пытаются обогнать друг друга. Главное – пройти всю трассу с минимальным отклонением от заданного графика. Самое известное ралли – это возрожденная итальянская гонка “Mille Miglia”. Она проходит по маршруту от города Брешиа до Рима и обратно. Длина дистанции составляет ровно 1.000 миль. На старт по традиции выходят только те модели, которые во времена своей молодости принимали участие в оригинальном ралли. Исходя из этого следует выбирать подходящий автомобиль. Например, “американцы” к этой гонке не допускаются в принципе.

Одной из самых доступных европейских моделей, имеющих право стартовать в “Mille Miglia”, считается немецкий “Porsche 1500 GS Carrera” 1959 года выпуска. Такая машина стоит около $140.000-150.000: для участия в историческом ралли такого уровня это – минимум. Легендарный “Mercedes Benz 300SL Gullwing” 1954 года обойдется значительно дороже – от $300.000 до полумиллиона. Замечательно подойдет и уже упомянутая в предыдущем разделе “Ferrari 250GT Tour de France” 1959 года, но стоить она будет еще больше.

На техническое состояние машины в ралли не обращается столь серьезное внимание, как на конкурсах элегантности. Единственным обязательным требованием считается полная оригинальность (или качественная реставрация) всех основных узлов автомобиля. Внесение каких-либо изменений или усовершенствований в конструкцию запрещено. Подготовкой машин специально для таких ралли занимаются реставрационные мастерские, которые дают клиенту гарантию, что со стороны жюри к технической части претензий не будет.

Гонки на классических автомобилях – в отличие от ралли это настоящие бескомпромисcные баталии, которые разворачиваются на современных трассах, только участвуют в них исключительно “олдтаймеры”. Все остальное в точности так же, как в современном автоспорте.

Стоимость классического спортивного автомобиля может достигать $1 млн. Чтобы рисковать столь дорогостоящим раритетом, надо быть очень состоятельным человеком. В гонках износ машины (и вероятность аварии) несравнимо выше, чем даже при повседневной езде по дорогам общего пользования. В каком бы состоянии автомобиль ни находился перед стартом (и сколько бы ни стоил), велик шанс, что по окончании гонки он серьезно обесценится. Если же в ходе соревнований он не пострадал и даже завоевал призовое место, его стоимость значительно увеличивается. Машина с собственной гоночной историей (и с документами, подтверждающими участия и победы) обычно оценивается в несколько раз дороже.

Один из самых знаменитых чемпионатов среди “олдтаймеров” – “Shell Historic Ferrari Maserati Challenge”. Он проходит ежегодно с апреля по октябрь на знаменитых европейских трассах. Среди них Монца в Италии, Донингтон в Англии и Нюрбургринг в Германии. Как видно из названия, на старт допускаются спорткары “Ferrari” и “Maserati”, причем речь идет о моделях, выпускавшихся до 1982 года.

Аналогичные гоночные серии существуют и для машин других марок. Например, в Европе популярны соревнования коллекционных “Porsche” и “Jaguar”, в Америке – “Mustang” и “Corvette”. Самыми доступными (с точки зрения цены и стоимости обслуживания) считаются гонки на американских автомобилях. Но даже в этом случае затраты частного владельца спортивного “олдтаймера” приближаются к бюджету современной команды по автомобильно-кольцевым гонкам.

Обычно для участия в соревнованиях достаточно, чтобы машина по своему техническому состоянию соответствовала классификации “GOOD” и была полностью оригинальной. Усовершенствование заводской конструкции строго-настрого запрещено регламентом состязаний, но тем не менее регулярно случаются скандалы, связанные с дисквалификацией кого-нибудь из нечистых на руку участников. В принципе, используя современные технологии, вовсе не сложно улучшить ходовые качества автомобиля, разработанного полвека назад, но это считается неспортивным.

Посоветуйтесь с экспертами

 

ПРИОБРЕТЕНИЕ классического автомобиля – это целая наука. Если вы не знаток, то без помощи профессионалов, хорошо ориентирующихся на рынке, не обойтись. Слишком большие деньги стоят на кону, и цена ошибки при выборе или оценке состояния приглянувшегося экземпляра может быть чрезвычайно высока.

 

Конечно, если речь идет о недорогом “олдтаймере”, который покупается для летних поездок, проблем нет. В любом издании (особенно иностранном), посвященном ретроавтомобилям, полным-полно объявлений с предложениями подобных машин. А вот выставочные и гоночные автомобили по объявлениям не продаются. Если стоит цель приобрести именно такой экземпляр, то скорее всего придется подбирать его на аукционе или у специализированного дилера. Причем “салонная” цена обычно оказывается даже выше аукционной. Разница (которая и составляет прибыль дилера) может составлять 20-30%. Поэтому, если есть желание сэкономить, придется самостоятельно (или с помощью привлеченного эксперта) выбирать подходящий автомобиль и участвовать в торгах.

– Всегда выгодно покупать машину, в которую предыдущий владелец вложил как можно больше денег, – говорит брокер Игорь Носков из компании “Дедушкины конюшни”.

Инвестиции в реставрацию, как правило, не окупаются, поэтому вернуть вложенные деньги при продаже практически нереально. Например, если изначально автомобиль стоил около $100.000 и на приведение его в “выставочное” состояние владелец затратил еще столько же, то продать такую машину удастся всего лишь за $150.000-170.000.

Потери очевидны. Поэтому считается, что тратить деньги на реставрацию не слишком дорогих и не слишком редких экземпляров – нерентабельно.

Если приобретается действительно очень дорогой автомобиль, то к нему должны прилагаться документы, подтверждающие всю его историю с момента производства. Специализированные дилеры и аукционные дома, занимающиеся “олдтаймерами”, ведут собственные базы данных, в которых числятся все самые ценные раритеты, когда-либо выставлявшиеся на продажу. Также там подробно фиксируются спортивные и выставочные достижения каждой конкретной машины и ее переходы от владельца к владельцу. Солидный продавец должен предоставить клиенту всю эту информацию.

Любой восстановленный автомобиль (если он претендует на высшую оценку за техническое состояние) должен иметь сертификат от реставрационной фирмы, в котором подробно указывается – что, как и когда с ним делали. Если работы проводились никому не известными мастерами, то конкурсное жюри вполне может снизить за это оценочный балл. Вывод прост: если претендуете на участие в престижных выставках, обращайтесь в известные фирмы с подтвержденной репутацией.

Кстати, попасть к хорошему реставратору совсем непросто. Очередь может растягиваться на месяцы и годы, даже несмотря на то, что их услуги стоят совсем недешево. Например, качественное восстановление “Ferrari” начала 60-х годов из состояния “GOOD” в “SHOW” обойдется никак не меньше чем в $200.000, а срок исполнения заказа составит около года.  

 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 7 3