Ваш корреспондент передает из холодильника…

На дисплеях компьютера отображаются все параметры работы двигателя.

В этом “холодильнике” изучается поведение мотора и свечей при “холодном” пуске.

ВСЕГО час назад, изнывая в “официальном” пиджаке под жарким солнцем, я мечтал оказаться поближе к Северному полюсу. И вот, как выражались классики, сбылась мечта идиота. Двадцатиградусный мороз и… железные стены вокруг. Плюс монотонный рокот мощного автомобиля, запертого в этом же каземате. С виду – настоящая комната пыток из фильма ужасов. А на самом деле – климатическая камера для проверки свечей зажигания. Здесь их испытывают на “холодный” пуск и работу при низких температурах.

За толстым стеклом – лица коллег, менее склонных к экстриму, а потому оставшихся снаружи. Там тепло и уютно. Там стоят два компьютерных монитора, ноутбук и пара плоских блоков с кнопками. На экранах – вся информация о работе двигателя: мощность, обороты, параметры пуска, разнообразные диаграммы и графики… Еще там есть вешалка, а на ней комбинезоны, шапки­ушанки, что­то вроде телогреек – очень похоже на униформу заключенных, что вызвало у журналистов немало сдержанных смешков. Зря смеялись, господа. Температура внутри может понижаться до минус 30о С, так что без теплой спец-одежды тем, кто работает на этом стенде, не обойтись. Мы, правда, не утеплялись – забрались внутрь на несколько минут и даже не успели замерзнуть, ведь в камере нет ветра.

Как немцы бензин бодяжили

СПРАШИВАЕТСЯ, зачем так тщательно тестировать такую простую деталь, как свеча зажигания? Ведь конструктивно она весьма мало изменилась с 1902 года, когда немецкий инженер Готтлоб Хонольд создал ее классический образец с тугоплавкими электродами и керамическим изолятором. И все же испытания необходимы. Особенно в наши дни, когда бал в цивилизованном мире правят “зеленые”, да и глобальный кризис заставляет все тщательнее считать деньги. Сегодня в Европе от двигателя требуется два основных качества – экономия топлива и экологичность. Поэтому горючая смесь готовится весьма обедненной, и рассчитать силу искры для ее поджигания (особенно на морозе) достаточно сложно. А если искрообразование будет ненадежным, то топливо частично станет, в прямом смысле слова, вылетать в трубу. Получится двойной удар – по кошельку автовладельца и по воздуху, которым мы дышим. Не говоря уже о преждевременном износе дорогостоящих нейтрализаторов в выпускной системе..

Перед “холодильником” мы успели побывать на паре других стендов. Разница в том, что вместо автомобиля внутри непрерывно “молотят” одни лишь двигатели. В остальном все схоже: компьютерные мониторы, камеры с вытяжкой. А всяческих кнопок и шкал – как на пульте авиадиспетчера.

За сутки здесь сжигается столько топлива, что хватило бы на небольшой корпоративный автопарк. Невольно вспомнилась миниатюра Аркадия Райкина, где сообразительный персонаж предлагал “привязать динамо” к ногам балерины, чтобы не зря по сцене крутилась, а ток вырабатывала. Кроме шуток, расчетливые немцы задумали нечто в этом роде и планируют приделать к моторам на стендах генераторы, чтобы те заодно давали часть энергии для технического центра.

Насчет самого топлива нам рассказали интересную историю. Похоже на анекдот, но – истинная правда. Как-то раз в Ратингене испытывали свечи, предназначенные для нашего рынка, и понадобился бензин, скажем так, российского качества. А здесь, вы понимаете, все топливо первосортное. Срочно отправить на восток экспедицию за бензином возможности не было, однако и у немцев есть изобретательные головы. Они нашли выход из положения. И ловко “разбодяжили” отменное германское горючее, придав ему худшие характеристики. Правда, в результате оно обошлось в десятки раз дороже премиальных сортов бензина, зато исследования прошли успешно.

Несмотря на огромный объем работ и на то, что в процессе испытаний двигатели порой выбрасывают повышенные дозы вредных веществ, воздух вокруг технического центра – трехэтажного здания общей площадью 2.200 кв. м – вовсе не напоминает атмосферу Садового кольца в час пик. Да и стенды, на которых постоянно работают моторы, отнюдь не похожи на газовые камеры. Оборудования, очищающего воздух от выхлопов, здесь, кажется, не меньше, чем исследовательской аппаратуры: вытяжки, нейтрализаторы, фильтры, пылеуловители..

Помимо свечей здесь испытывают лямбда-зонды – кислородные датчики в выпускной системе. Они выявляют избыток кислорода в топливной смеси и дают сигнал компьютеру в двигателе уменьшить или увеличить подачу воздуха, поскольку “неправильная” смесь может вывести из строя нейтрализатор.

На подъемнике находится обычный с виду турбодизельный автомобиль. Однако лямбда-зондов на его выхлопной системе – как опенков на старом пне. Зачем так много? Все очень просто: испытывать каждый датчик по отдельности – значит потратить лишнее время и горючее. А немцы привыкли экономить. Даже роль задних пассажиров вместо людей­испытателей исполняют специальные емкости, наполненные водой. Они зарплату не просят…

Учет прежде всего

В РАТИНГЕНЕ не только тестируют свечи, но также хранят их и распределяют. В пяти минутах ходьбы от исследовательского центра расположены склады компании. Хотя слово “склад” в нашем привычном понимании им мало подходит. Где пыль, рассыпанная продукция, матюги грузчиков, наконец? Это больше похоже на библиотеку. Аккуратные ряды полок, стерильная чистота и тишина, изредка нарушаемая жужжанием электропогрузчиков. И бесконечные упаковки свечей. Их тут миллионы. Это не преувеличение – пара десятков миллионов точно наберется. Как-никак NGK – поставщик мирового уровня.

Почти все находящиеся здесь свечи изготовлены в Японии, а склады в Ратингене – своего рода перевалочная база. Она разделена на две части. Из первой продукция уходит на автомобильные заводы для первичной комплектации. Среди них “Aston Martin”, “Bentley”, BMW, “Mercedes-Benz” – всего 52 бренда. Второй склад работает на розницу – отсюда свечи отправляются в магазины и на сервисные центры. С большой долей вероятности можно предположить, что они находятся и под капотом вашего автомобиля.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 0