Более шестидесяти лет “Большие призы” обходились без пилотов из нашей страны. И мало кто верил, что можно вырастить пилота уровня “Формулы 1” в стране, где нет ни одного автодрома, лицензированного Международной автомобильной федерацией. И вот впервые за всю историю королевских гонок российский гонщик Виталий Петров выходит на старт.

 

– ВИТАЛИЙ, всего пять лет назад ты гонялся в России, за рулем “Lada Revolution” по еще старому кольцу в Мячкове, где гонщики делили взлетно-посадочную полосу с авиаторами. А сейчас выйдешь на старт гонки “Формулы 1” за рулем автомобиля заводской “конюшни”, и рядом с тобой на трассе будут Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон… Ты сам-то веришь в случившееся?

– Честно сказать, до конца еще не верится. Только после того как провел первый тестовый день в Валенсии, осознал, куда попал и какая теперь меня ожидает жизнь. Предстоит много работы. Какие там Шумахер или Алонсо! Пока мне достаточно осознания самого факта, что я буду выступать в “Формуле 1”.

– Когда стало ясно, что ты будешь пилотом “Renault”?

– Наверное, только за двое суток до презентации – позвонила менеджер и сказала, что надо вечером быть в Лондоне. Тут я все понял. Впрочем, до последней минуты не верил, боялся, что все сорвется. Слишком уж нервными выдались последние месяцы.

– Наверное, это была самая трудная зима в твоей жизни. Как удалось не сломаться психологически?

– Это скорее вопрос не ко мне, а к моим менеджерам. Если у меня была самая трудная зима, то у них жизнь и вовсе превратилась в кошмар! Полной уверенности не было даже тогда, когда мы прилетели в Валенсию на первые тесты. Помню, сидел уже в мотор-хоуме команды, когда вошла менеджер и сказала, что можно переодеваться в комбинезон. Вот тогда, что называется, отлегло. Контракт был подписан только утром перед презентацией. Как я провел пару недель до этого, лучше вообще не вспоминать. Конечно, о плохом думать не хотелось, но мы уже всерьез начали обсуждать с отцом, где мне искать работу, чем заниматься в жизни дальше. Я бы точно не поехал ни в каких других сериях, кроме “Формулы 1”. Не потому, что гордый, – не было смысла выбрасывать деньги, чтобы покататься, например в Америке. Если бы в этом сезоне не попал в “Ф 1”, уже мог завершить карьеру.

– Где ты тренировался после окончания сезона-2009? Готовил себя к “Формуле 1”?

– Да, это была моя основная задача. Нужно было быть готовым в любой момент отправиться в команду и начать работу. Я еще в декабре планировал сесть за руль автомобиля “Ф 1” во время тестов для новичков, но предложений не поступило. Говорят, почти все были уверены, что я поеду в одной из новых команд, и никто так и не позвал на тесты. Так что весь декабрь и январь тренировался. Был в Выборге с семьей и друзьями, вместе ходили в зал, играли в хоккей, на снегоходах катались. Я вообще спорт люблю, любой спорт, так что мне не приходилось как-то особенно себя заставлять – просто отдельно обращал внимание на какие-то более специфические вещи во время тренировок.

“Цель – доехать до финиша”

– НАСКОЛЬКО сильно возрастают перегрузки в “Ф 1” по сравнению с GP2?

– Сейчас мне уже кажется, что в GP2 вообще нет никаких перегрузок. Нужны совершенно разные уровни подготовки, иная система тренировок. Раньше я встречался с тренером раз в месяц, он меня проверял, и я отправлялся заниматься самостоятельно, иногда советуясь с ним о чем-то по телефону. В “Ф 1” у каждого пилота свой персональный физиотерапевт, который непрестанно следует за пилотом, контролирует, что происходит с гонщиком после каждой сессии заездов, на какие группы мышц надо обратить внимание, дает повару указание, что нам приготовить из еды. На следующий день после тестов я полетел в Италию в спортивно-медицинский центр, чтобы пройти полное тестирование и разработать программу тренировок. Перед вторыми тестами уже начну специальную подготовку. 

– Сейчас, когда контракт уже подписан, есть ощущение, что творишь историю?

 

– Да нет, я как-то об этом не думаю. Сейчас полностью сконцентрирован на работе, мне многому надо научиться, а времени до старта очень мало. Конечно, я рад, что буду представлять Россию в таком престижном спорте. Нагрузка, конечно, есть, но я хочу хорошо делать свою работу, а не думать об историческом значении самого факта.

– Чего ты ждешь от предстоящего сезона? Алексей Васильев, к примеру, сказал, что ближе к середине сезона ты обязательно взойдешь на подиум, а в случае дождевой гонки можешь и победить.

 

– Алексею, конечно, спасибо, но я так далеко не загадываю. Пока думаю о том, чтобы в машине освоиться, надо помочь инженерам улучшить ее, поработать на тестах. Я перед собой никогда не ставил никаких конкретных целей. Какой смысл думать о том, чтобы приехать, скажем, пятым или третьим? Надо постоянно выкладываться полностью, а уж места как-нибудь придут. Пока важно просто не разбивать машину. И постараться доезжать до финиша.

 

– Ходят слухи, что ты пришел в команду с большим спонсорским пакетом, что у тебя за плечами стоят солидные спонсоры, едва ли не все крупнейшие компании России, которые готовы выплатить за твои выступления 15 млн евро. Насколько это соответствует действительности?

– Вот интересно, кто все это сочиняет? Как будто целая служба работает! Нет у меня ни солидных спонсоров, ни больших денег. Если бы вопрос был только в том, чтобы принести в “Ф 1” огромные деньги, многие бы нашли такие средства, что нам и не снились. Ну, найдешь ты деньги, ну, подпишешь контракт, а ехать-то как? Если нет ни знаний, ни навыков, ни таланта, а только деньги – зачем ты нужен команде? Тем более команде-производителю? У “Renault” совсем другие планы: они хотят вернуться на самую вершину “Ф 1”, снова выиграть чемпионат. Причем уже в ближайшие два-три года. Ни за какие деньги не купишь титулы.

“Сто друзей в день”

– ДОБИТЬСЯ права выступать в “Формуле 1” – это уже успех. На различных церемониях люди, получая призы, достают листки с благодарностями. У тебя большой список, кому бы ты хотел сейчас сказать спасибо?

– Есть много людей, которые со мной прошли весь этот путь от Кубка “Lada” до “Формулы 1”. Причем я говорю не только о тех, кто весь этот проект придумал или о тех, кто почти десять лет вкладывал в меня деньги. Это и болельщики, которые уже несколько лет приезжают на этапы разных соревнований, где я участвую, поддерживают меня. Я всем признателен. Но особенно семье, самым близким людям. Спасибо двум моим спонсорам, которые в меня поверили и вкладывали деньги, – это старинные друзья отца. Менеджеру спасибо – она вообще девять лет со мной изо дня в день.

– В последние дни о тебе только и говорят. Чувствуешь, что стал знаменит? Друзей, наверное, прибавилось…

– Не могу сказать, что вот это мой звездный час – все-таки пока я еще ничего в “Формуле 1” не добился. А с друзьями – да. Перед презентацией команды выключил телефон, компьютер, а когда вечером вошел в Интернет, смотрю – уже больше сотни новых друзей на моей страничке, через день еще столько же…

– В “Ф 1” сейчас сложилась любопытная ситуация. В “Mercedes” будут выступать два немца, в “McLaren” – два британца, в “Ferrari” – горячий бразило-испанский дуэт, а в “Renault” – два парня из Восточной Европы. Что скажешь о своем напарнике? Роберт Кубица – выходец из Польши, страны, где фактически тоже нет кольцевого автоспорта. Не говорили с ним об этом?

– Ну, Роберт уже много лет живет и тренируется в Италии. Он в Польше бывает пару раз в году. Так что ему всегда было, где тренироваться. Я, честно, еще не успел с ним поболтать за жизнь – сначала следил, как он работает с машиной на тестах, а потом он внимательно наблюдал за мной. У нас еще целый год впереди, будет время поближе познакомиться.

“Сначала хотел выступать в ралли”

– “ФОРМУЛА 1” – это давняя мечта? Когда ты понял, что она осуществима?

Победа в прошлом году в Турции – одна из самых важных в карьере Петрова.

– По большому счету, всерьез о ней я никогда и не думал. Сначала мне больше нравилось ралли, собственно, поэтому я и начал выступать в ралли-кроссе, а в кольце ездил за рулем кузовных автомобилей. А за “Формулой 1” я начал следить лет шесть назад. Тогда и узнал, кто такой Шумахер, кто еще там выступает.. Это правда. А цель там оказаться появилась совсем недавно – когда начал ездить в GP2. Уик-энды у нас были совместные с гонками “Ф 1”, вот тогда-то я и понял, насколько это серьезный спорт.

– Можешь сказать, когда ты почувствовал, что готов выступать в “Формуле 1”?

– Пожалуй, поворотным для меня был прошлый год. Я буквально переехал в команду, сутками беседовал с инженерами, пока до конца не понял, как же работает этот автомобиль, для чего нужен каждый винтик, каждая пружина.. Контакт с инженерами – очень важная часть работы гонщика. Без этого добиться успеха практически невозможно. И, конечно, опыт. Я уже успел изучить трассы, подметить для себя какие-то особенности. Есть миллионы деталей – кочки, поребрики, характер покрытия. Это все имеет огромное значение – из всего этого и складывается результат. Так что по-настоящему я был готов к “Формуле 1” только в конце 2009 года.

– Ты пришел в “Формулу 1” в самое интересное время. Вернулся легендарный Михаэль Шумахер.. В гонках примут участие 13 команд.. Все это дает основание надеяться, что нынешний сезон будет одним из самых ярких в истории “Ф 1”. Как ты думаешь, это, наконец, заставит российские компании обратить внимание на автомобильный спорт?

– В этом я не специалист. Могу рассуждать лишь о том, что вижу. А вижу я то, что в этом спорте представлены крупнейшие компании мира. Наверное, в этом что-то есть, не так ли? Это ведь не только имидж… Мы спрашивали у новых совладельцев команды – зачем вкладывать деньги в “Формулу 1”? Они ответили, что все просто. Это как золотой ключик, который открывает перед тобой много дверей. Элитный бизнес-клуб, где ты можешь напрямую общаться со всеми главами компаний, с потенциальными инвесторами, с первыми лицами. Что до российских компаний? Не знаю, наверное, они этого пока не оценили. Быть может, сейчас и я должен внести свой вклад. Вполне возможно, от моих результатов будет зависеть, потянутся ли они в автомобильный спорт.

– У большинства тех, кто выйдет с тобой на старт в Бахрейне, за плечами по десять лет в картинге, выстроенные карьеры в младших формулах. У тебя – ралли-кросс. Он что-нибудь дал тебе как пилоту?

– Конечно. Могу сказать точно, что именно там научился пилотировать автомобиль в скольжении. Это очень помогает при езде в дождь.

– И все же начало карьеры в формулах было не слишком удачным. Что не получилось в 2003 году, когда ты впервые отправился покорять международные чемпионаты?

Авария на старте гонки “Формулы 3000” в Имоле – первые шаги в европейских сериях давались Петрову нелегко.

– Это забавная история. Мы приехали в Европу вдвоем – я и Владимир Лабазов. И за нами наблюдал в том числе и Джанкарло Минарди (бывший глава команды “Minardi” в “Формуле 1”. – Прим. ред.). У него, видимо, глаз наметан – он сразу сказал, что Володе надо идти в кузова, а из меня еще что-то может получиться. Но предупредил, что работать надо много… В 2003 году я как раз получил звание лучшего гонщика России, а, приехав в Европу, оказался в конце второго десятка не самой престижной серии. Вот вам и цена такого звания. Впрочем, тогда мы вообще не знали, что делать, где выступать, какие выбирать команды. Наверное, ошиблись с серией. Может быть, надо было пойти в “Формулу 3”. Сейчас уже сложно сказать. Но тогда пришлось вернуться в Россию.

– Был в карьере момент, когда хотелось сказать “Хватит! Больше не могу”?

– Да, как раз тогда. В начале 2004 года я провалил гонку в Европе, и спонсоры сказали, что смысла поддерживать меня больше нет. Что это будут просто выброшенные деньги. Тогда наступило отчаяние, я вообще не понимал, что делать. Мне не хотелось бросать гонки, но и возвращаться на российские трассы тоже. Конечно, это был огромный шаг назад. Но другого выхода не было – я хотел гоняться. Мы решили продолжить выступать в России, выиграли в один год два чемпионата – один в прототипах “Lada Revolution”, другой – в “Формуле 1600”. И спонсоры вернулись. Очень сложно пришлось и этой зимой. Мы вели переговоры с пятью командами, но со спонсорской поддержкой дела не складывались. Мы просто не могли найти финансирование. Вот тогда в голову снова полезли дурные мысли. Пару месяцев назад я всерьез думал, что больше не буду заниматься гонками..

“Не хочу переубедить каждого”

– У ТЕБЯ есть какие-нибудь особенные приметы? Вот Михаэль Шумахер, к примеру, все время берет в кокпит расческу, которую ему подарила перед одной из гонок дочь. Дэвид Култхард в свое время предпочитал выступать в одном и том же комплекте нижнего белья, пока не истер его до дыр. Ты суеверен?

– Да, есть, но я не готов об этом говорить. Это личное. Единственное, что любой может заметить, – я всегда сажусь в машину с левой стороны.

– В обычной жизни гоночные навыки мешают или помогают?

– Естественно, помогают, но я езжу спокойно. Мне хватает адреналина и на трассе. Думаю, чем больше у нас людей будет заниматься гонками – хотя бы любительским картингом, тем меньше будет хамства на обычных дорогах.

– В России многие эксперты часто тебя недооценивали. Обращали внимание на отсутствие картингового опыта. Потом списали тебя со счетов, когда в 2008 году ты проиграл схватку внутри команды Лукашу Ди Грасси. Сейчас наверняка многие будут говорить о том, что ты в “Формуле 1” лишь благодаря деньгам. Как справляться с такой критикой?

– Просто не обращать внимание. Я не собираюсь пытаться переубедить каждого. Критика была не только в 2008 году. Много лет подряд. Все время сочинялись какие-то байки про несметные богатства моей семьи, про деньги, которые вкладываются в мои выступления. Что было на самом деле – знают единицы. Я понимал, что не стоит обращать на все это внимания, что мне надо работать, старался выкладываться по максимуму, и мне безразлично, что говорят другие. Сейчас я пилот “Формулы 1”. И этим все сказано.

– Есть надежда, что когда-нибудь ты сможешь выйти на старт “Гран-при России” или это по-прежнему утопия?

– Мне бы очень этого хотелось. Но у нас сложная страна. Я знаю, как проходили поиски спонсора этой зимой, поэтому не уверен, что в ближайшем будущем “Гран-при России” состоится. Если не нашлось денег поддержать одного гонщика, то вряд ли хватит средств, чтобы построить трассу уровня “Формулы 1”…

        

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 1