Старейшее добровольное объединение автомобилистов мира – Автомобильный клуб Франции (Automobile Club de France, или ACF) – ныне отмечает свое 120-летие. И хотя официально он был зарегистрирован только в ноябре 1895-го, де-факто организация начала свою работу в конце лета того же года

После триумфального завершения первой в истории человечества настоящей автогонки Париж – Бордо – Париж, прошедшей в июне 1895 года, стало окончательно понятно: автомобиль – не просто модная игрушка, это новое транспортное средство, требующее к себе самого серьезного отношения и (как всякое новшество на первых порах) протекции. А так как защищать интересы автомобилистов поодиночке было сложно, то организационная комиссия только что закончившегося состязания пришла к выводу о необходимости создания добровольного общества, которое приняло бы на себя эту обязанность.

Назвать его решили лаконично: Автомобильный клуб Франции (ACF). У его истоков стояли члены все той же организационной комиссии вместе с участниками гонки – энтузиасты автомобильного дела, представители аристократических и буржуазных слоев французского общества. В их число входили барон де Зюйлен де Нивелт, граф Ракопе, граф де ла Валетт, граф де Дион, журналисты Поль Мейан, Пьер Жиффар, промышленник Эмиль Левассор... Всего более двух десятков человек.

Дела французские

Поскольку автомобиль в середине 90-х годов позапрошлого века могли себе позволить только состоятельные люди, то и клуб задумывался по образу и подобию закрытых «обществ по интересам», самым известным из которых был парижский Jockey Club de Paris («Парижский Жокей-клуб»), основанный в 1834 году. Состоять в нем было весьма престижно, а вступить туда мог только человек с безупречной репутацией. Кандидат должен был заручиться рекомендацией трех членов клуба, ему назначали испытательный срок, и лишь после этого проходило голосование по его приему, причем не допускалось ни одного голоса «против». Дело здесь было не в аристократической спеси, а в том, что клуб не только объединял единомышленников, но и служил местом приятного времяпровождения, а значит, все члены должны были вызывать у коллег исключительно добрые чувства.

Автомобильный клуб планировался как аналог Жокей-клуба, разумеется, с поправкой на предмет увлечения. Первоначально ACF располагался в Париже в доме № 6 на площади Оперы, но вскоре это помещение стало тесным, и в 1899 году организация переехала в Hotel du Plessis-Belliere на площади Согласия, где
находится и ныне.

Пожалуй, самым известным широкой публике лицом из отцов-основателей Автомобильного клуба Франции был граф де Дион, а самым влиятельным – уроженец Бельгии представитель старинного аристократического рода барон Этьен де Зюйлен де Нивелт. Он был банкиром и филантропом, одним из директоров компании De Dion-Bouton, отличным наездником, а заодно мужем Элен де Ротшильд. Именно его избрали первым президентом ACF. Барон оставался на этом посту до 1922 года, когда отошел от дел ввиду преклонного возраста и состояния здоровья.

На нем лежало общее руководство, решение текущих проблем, международные связи. При клубе действовало несколько комиссий. Спортивная, например, занималась написанием регламентов, организацией и проведением автомобильных состязаний. Ее возглавлял известный гонщик Рене де Книф. Техническая комиссия под руководством Максима Ларо проводила испытания автомобилей и различных устройств. Кстати, при клубе работала собственная прекрасно оборудованная лаборатория со стендами, позволявшими проводить тесты двигателей. Действовали и другие комиссии – туристическая, моторно-лодочного спорта, воздухоплавательная и т.п.

Помещение ACF стало одним из самых роскошных в Париже. Члены клуба пополняли знания в библиотеке, обедали в ресторане, беседовали и играли в азартные игры в различных кабинетах. Там же обсуждались насущные проблемы автомобилистов, определялись основные направления работы. А поскольку в клуб входили люди влиятельные, то интересы автомобилистов они могли отстаивать на самом высоком уровне.

Бюджет ACF формировался из ежегодных плат и пожертвований. Вступительный взнос установили в 200 франков, годовой – в 140. Кроме того, при вступлении надо было пожертвовать 50 франков «Обществу поощрения», существовавшему при ACF. Однако на содержание роскошного помещения в центре Парижа, шале в Булонском лесу и технической лаборатории этого не хватало, и в ход шли добровольные пожертвования.

Поначалу деятельность клуба вращалась вокруг автомобильных гонок, которые собирали в то время тысячи зрителей, что уже само по себе являлось отличной рекламой нового средства передвижения. Представители клуба выступали в качестве судей на крупных состязаниях, производили официальную регистрацию рекордов. Помимо соревнований внутри Франции ACF принимал участие в организации международных состязаний. Без его участия не обходилась ни одна автомобильная выставка в стране.

В 1906 году для поощрения автоспорта был учрежден Гран-при Автомобильного клуба Франции. По мере того как автомобиль становился в стране все более распространенным средством передвижения, выяснялось, что интересы автомобилистов необходимо защищать в законодательном порядке. Представители ACF принимали участие в выработке правил езды на машинах по дорогам и  населенным пунктам, определении размеров штрафов и налогов, уплачиваемых владельцами моторных экипажей. При их участии были разработаны правила пересечения автомобилями государственных границ, размеры таможенных пошлин и т.п. К тому же клуб предложил устанавливать во Франции специальные дорожные знаки, которые предупреждали о приближении железнодорожных переездов, поворотов и сложных участков дороги.

На мировой арене

Конец XIX и начало ХХ века стали временем, когда вслед за французскими автомобилистами организовываться в группы по интересам начали владельцы механических экипажей и в других странах. В 1897 году открылся Королевский автомобильный клуб Великобритании, следом появились ассоциации автомобилистов в Германии, Голландии, Австро-Венгрии, Бельгии, России, Испании, Италии и ряде других государств.

Именно тогда Автомобильный клуб Франции выступил с инициативой создания международной ассоциации автомобильных обществ. Ею стала Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus (AIACR), учрежденная в Париже 20 июня 1904 года. В знак признания роли Французского автоклуба в ее организации председателем AIACR был избран президент ACF барон де Зюйлен де Нивелт. Штаб-квартира международной ассоциации также расположилась на площади Согласия. Именно эта организация стала предшественницей Международной автомобильной федерации Federation Internationale de l'Automobile (FIA).

В октябре 1909 года в истории мирового автомобилизма произошло знаменательное событие: в Париже при участии ACF начала работу Первая международная конференция по автомобильному передвижению, задачей которой была выработка единых правил и документов для пересечения автомобилями границ между странами-участницами, принятие международной системы дорожных знаков и единых требований к техническому состоянию машин. Итогом мероприятия стало заключение Первой международной автомобильной конвенции, положившей начало современному международному автомобильному законодательству.

На этой конференции все страны-участницы получили литеры, которые должны были иметь их жители на номерах своих авто, отправляясь за границу. На французских, к примеру, красовалась буква «F», на российских – «R».

Кстати, российская делегация во главе с заместителем председателя Российского автомобильного общества Владимиром Владимировичем Свечиным приняла активное участие в выработке текста конвенции. А отечественные автомобилисты с тех пор стали не только частыми гостями на мероприятиях, организованных ACF, но до начала Первой мировой войны активно сотрудничали с международной организацией автомобилистов. 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9