Наверное, не все в это готовы верить, но факт остается фактом: с самого начала автомобилизации России в этом процессе участвовали женщины, причем весьма активно и подчас даже самоотверженно

Автомобиль изобрели мужчины, они же были первыми водителями, но вскоре моторные экипажи освоили и дамы. Уже в начале ХХ столетия во Франции, Германии или Великобритании, например, женщина за рулем не вызывала большого удивления. Появились свои автомобилистки и в России, хотя машин у нас было меньше, чем в тех же европейских странах. Так, в российской столице в 1913 году на женщин было зарегистрировано лишь несколько десятков авто.

А началось все в конце позапрошлого века. В 1898 году газеты с восторгом сообщали, что известная велосипедистка г-жа Коцентская в предстоящем сезоне намерена «перейти в разряд автомобилисток». Первое же упоминание в отечественной прессе об участии женщин в автомобильных состязаниях относится к весне 1902 года: 13 марта в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге прошли соревнования, в программе которых значился конкурс на искусство (или, как тогда говорили, «ловкость») управления автомобилем. Среди победителей оказалась дама – г-жа Гильгендорф, выступавшая на двухместном паровом автомобиле марки «Дукс». Газеты писали, что именно ей достались зрительские симпатии и львиная доля аплодисментов.

Гонки и гонщицы

Надо заметить, что поначалу обыватели относились к автомобилисткам, мягко говоря, с предубеждением, полагая, что за руль «мотора» может сесть только весьма эмансипированная и эксцентричная особа. Вот как писали о них издания того времени: «Как может хорошенькая женщина одеваться такой чучелой? На золотые или черные волосы, красу женскую, она надевает или зеленый вуаль водевильной англичанки или противный капюшон из серого полотна. Глаза скрыты под страшными очками. Какие-нибудь 5 минут тому назад перед вами было очаровательное создание, сейчас – чудовище, определить пол и возраст которого невозможно!»

Но более всего доставалось первым мотоциклисткам. Женскую мотоциклетную гонку, проходившую в 1904 году, газеты описывали, не стесняясь в выражениях: «Что касается до красоты и изящества езды, то лучше ее не повторять. Мужчина на мотоцикле не привлекателен, но у него хоть есть оправдание – огромная скорость, которую он развивает, но когда этого нет, остается одна отвратительная посадка и общий комический вид мотоциклиста, который делает женщину ужасной!»

Тем не менее российские «мотористки» демонстрировали изрядное спортивное мастерство, причем выступая в тех же соревнованиях, что и мужчины. Известной отечественной автомобилисткой начала прошлого века считалась княгиня Софья Алексеевна Долгорукая (урожденная Бобринская). Именно она в июне 1910-го отважилась выйти на старт самых престижных отечественных автомобильных соревнований того времени – Пробега на Императорский приз. В тот год он проходил по маршруту Санкт-Петербург – Киев – Москва – Санкт-Петербург.

Правда, спортивное счастье от княгини отвернулось: в ее Delaunay-Belleville врезался другой автомобиль. Машина оказалась повреждена настолько, что продолжать гонку уже не могла, и автомобилистке пришлось сойти с дистанции. Но эта неудача не умаляет спортивных достижений Долгорукой, ведь она неоднократно выигрывала призы в российских гонках. Кстати, вскоре княгиня увлеклась авиацией, став одной из первых русских женщин, получивших свидетельство пилота, и не без успеха принимала участие в крупных авиационных состязаниях. После Октябрьской революции она эмигрировала во Францию, где, по слухам, некоторое время работала водителем парижского такси.

Большой любительницей руля была и Елена Павловна Самсонова, в сентябре 1913 года вошедшая в число победителей весьма необычных и интересных соревнований, официально именовавшихся «Двухверстная гонка с препятствиями по проселочной дороге». На старт тогда вышли 13 мужчин и одна дама. Гонка проходила под эгидой военного ведомства, поскольку военные хотели на практике оценить способность автомобилей передвигаться по пересеченной местности. Стартовала она под Москвой в четырех верстах от Серпуховской заставы. Участники без посторонней помощи должны были проехать по размокшей от дождей проселочной дороге, преодолеть овраг, по дну которого текла речушка, затем следовать некоторое время по ее руслу, а в конце с ходу взять крутой подъем. Далеко не всем удалось справиться с заданием, а вот Hupmobile Самсоновой успешно преодолел все препятствия, причем для этого потребовалось лишь 8 минут и 13 секунд.

Другая автомобилистка – госпожа Суворина – была в числе победителей Второй ледовой гонки, проходившей в феврале 1914 года под Санкт-Петербургом. В соревнованиях приняли участие 16 автомобилей, которые должны были пройти по льду Финского залива около 50 верст. Opel Сувориной преодолел дистанцию за 1 час и 7 минут, что стало лучшим результатом в категории небольших автомобилей.

Известной спортсменкой была и член Московского автомобильного общества Мария Любушкина, которая в 1913 году на своем 22-сильном Lorraine-Dietrich совершила большое турне по дорогам целого ряда европейских стран. Маршрут проходил по Австрии, Голландии, Бельгии и Германии, а его протяженность составила свыше 4 тыс. верст.

Одной из самых активных российских автомобилисток была также Дарья Римская-Корсакова, неоднократно принимавшая участие в самых престижных национальных состязаниях. В частности, достоин упоминания ее результат на верстовой гонке в мае 1913 года. Тогда Vauxhall Римской-Корсаковой прошел версту за 34 и 3/5 секунды, что соответствует скорости 104,5 верст/час.

Последние дореволюционные автосоревнования с участием женщины состоялись 11 мая 1916 года. Тогда в гонке на версту стартовала уже известная нам г-жа Самсонова. Рекордов она, правда, не побила, показав весьма скромный результат – 53 и 2/5 секунды.

Авто, красота и мода

Нелестные отзывы о внешности женщин-автомобилисток породили целую индустрию дамской автомобильной моды. Главной задачей стало сохранение красоты и привлекательности сидящих за рулем дам, несмотря на неблагоприятные погодные и дорожные условия. Ведь на заре ХХ века большинство автомобилей были открытыми, что подвергало прически и наряды серьезным испытаниям.

Требования к «автомобильному» наряду были достаточно противоречивыми: «…Женщине-шоферу приходится защищаться от пыли, ветра, дождя и грязи. Нужно, чтобы костюм ее достигал этой цели, но он может и должен быть изящен». Вот что рекомендовали модные журналы: «Накидка широка и плотно застегнута: она допускает еще empire или редингот; маленькие пуговки застегивают ворот и рукава; покрой строгий, но не мужской; ни вышивки, ни украшения не допускаются. Для хорошей погоды платье из ткани, для дождя – из каучука или из непромокаемого драпа. Шляпа – самая простая без всяких украшений, даже без банта и ленты, так как под них забивается пыль… Есть превосходные кожаные канотье, очень выгодно оттеняющие белокурые волосы… Перчатки как можно шире – из собачьей кожи или серой замши».

Подобные наряды можно было купить в специальных магазинах, торговавших «автомобильным платьем», где продавали как мужскую, так и женскую одежду. Помимо дорожного наряда автомобилисткам рекомендовали возить с собой грубую прочную блузу темного цвета на случай, если придется заняться ремонтом или менять шины прямо на дороге, и специальные перчатки, чтобы не повредить при этом руки.

Обувь советовали надевать свободную, удобную и только на низком каблуке, поскольку в ней было легче управляться с педалями. А вот тесные сапоги и полусапожки, как и высокие ботинки со шнуровкой, к использованию не рекомендовали, так как они нарушают кровоснабжение в ногах.

Кроме того, всякая уважающая себя автомобилистка должна была иметь небольшой револьвер, способный защитить в случае необходимости. Впрочем, как замечали блюстители моды,
револьвер требовался скорее для душевного спокойствия. Использовать косметику рекомендовалось в ограниченном количестве, разве что рисовую пудру, дабы уберечь кожу от чрезмерного загара, да крем для губ, чтобы они не трескались на открытом воздухе.

Как видим, многие из этих старых советов весьма разумны, оставаясь актуальными по сей день.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 1