В Европе нашли простое решение проблемы: прежде чем выйти из машины на дорогу, водителю следует надеть яркий сигнальный жилет. Тогда он будет хорошо заметен и риск сведется к минимуму. В некоторых странах это требование занесено в ПДД. Мы решили проверить, насколько такие жилеты эффективны.

Человек за бортом

Расстояние около 100 м. Человека рядом с машиной не видно вообще.

Расстояние около 50 м. Пешехода можно заметить в дальнем свете фар.

УСЛОВИЯ эксперимента предельно просты: на темном участке дороги мы поставили у обочины автомобиль с включенной “аварийкой” и выставили на расстоянии 30 м за ним знак аварийной остановки (как предписывает пункт 7.2 ПДД).

Первый этап. Рядом с припаркованным автомобилем встал сотрудник редакции в одежде темного цвета. На каком расстоянии он будет заметен из проезжающих мимо машин? Замерили это с помощью рулетки. Результаты удручающие: в дальнем свете фар человек на дороге становится виден, когда до него остается не более 50 м.

При условии, что ваш автомобиль мчится со скоростью около 100 км/ч (а как еще у нас ездят по пустынным загородным трассам?), полсотни метров он преодолеет меньше чем за 2 с. Всего две секунды на то, чтобы объехать потенциальную жертву или попытаться экстренно затормозить! Это в ясную погоду и при том, что мы знали – человек возле стоящей машины есть. А если идет снег или дождь? Если фары и лобовое стекло забрызганы грязью? Если вы на какое-то мгновение просто отвлеклись от дороги? Тогда шансы избежать наезда исчезающе малы.

Когда включен ближний свет, ситуация еще хуже. Как показали замеры, в этом случае человека на дороге можно заметить из двигающегося автомобиля на расстоянии около 25 м. Значит, на маневр останется еще меньше времени..

 

Расстояние около 25 м. Только сейчас ближний свет выхватывает фигуру из темноты.

Разница между качественным жилетом и “схожим с ним изделием” не нуждается в комментариях.

Второй этап. Наш коллега надевает сигнальный жилет европейского образца (одолженный в российском представительстве компании 3М – мирового лидера в разработке и производстве световозвращающих материалов). Повторяем эксперимент. Картина меняется кардинально. Теперь человека видно ничуть не хуже, чем мигающий “аварийкой” автомобиль и даже существенно лучше, нежели стоящий на асфальте треугольник знака аварийной остановки. В этом случае граница видимости даже не поддается четкому определению: 100 м – прекрасно видно, 150 м – тоже хорошо, 200 м – вполне различимо. Как только свет фар попадает на облаченного в световозвращающий жилет человека, он словно вспыхивает в темноте, и не заметить его решительно невозможно. С одной оговоркой: это при условии, что жилет качественный и полностью соответствует всем предъявляемым к нему требованиям.

Третий этап мы решили провести потому, что купить жилет, сертифицированный по ГОСТу, с нормальными маркировками, сейчас практически негде. Зато почти в любом крупном магазине спецодежды можно найти “сигнальный жилет” неизвестного происхождения и без какой-либо маркировки. Мы взяли один такой для сравнения.

 

Измерения показали, что дешевый жилет, купленный в первом попавшемся магазине спец-одежды (фото вверху), отражает в десять раз меньше света, чем предписывает ГОСТ, а качественное изделие с изрядным запасом уклады-вается во все российские и европейские нормы.

Снова – 100 м. Или 150, или 200 – в любом случае человека в сигнальном жилете хорошо видно.

Эксперты из компании 3М назвали наше приобретение “изделием, внешне схожим с сигнальным жилетом”. Дело в том, что в нашей стране действует официальный стандарт на сигнальную одежду (ее носят, например, сотрудники ГИБДД, когда несут вахту на дороге). Это ГОСТ Р 12.4.219-99, приближенный к европейским нормативам EN-471. Согласно этому документу, коэффициент световозвращения жилета (точнее – нашитых на него лент) должен составлять не менее 330 кд/люкс • м2. Измерить это значение можно с помощью специального прибора, что мы и сделали. Оказалось, что наша покупка отражает в десять раз меньше света, чем положено. Проще говоря, ночью в свете фар купленный нами жилет будет светиться отнюдь не так ярко, как предписывает ГОСТ.

На сей раз на ночную дорогу выходят двое сотрудников “Клаксона”. На одном – “правильный” жилет, на другом – нестандартный. При дневном свете они очень похожи, но в темноте разница сразу проявляется. Фирменная экипировка блестит в свете фар заметно сильнее (это хорошо видно на наших фотографиях). Человека в жилете, изготовленном не по ГОСТу, неплохо видно с расстояния до 100 м, а вот дальше он уже теряется в темноте. Примерно с тем же успехом можно надеть просто яркую куртку.

Выводы. Лично мы после этого нехитрого эксперимента уверены: есть прямой резон держать в автомобиле хороший сигнальный жилет на случай, если придется выйти из машины на темной дороге. (Можно и всем пешеходам рекомендовать носить какой-либо световозвращающий элемент на одежде.) К слову, в Европе “спасательный жилет” для автомобилиста стоит около десяти евро. Жилет, купленный в российском магазине спецодежды, обошелся в 132 рубля, но о его эффективности мы уже говорили. В любом случае, по нашему мнению, десять евро – совсем недорого, особенно в сравнении с ценой собственной жизни.

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9