Ровно 100 лет назад, в июне 1915 года, в Нюрнберге была зарегистрирована компания Lastwagenwerke M.A.N. Saurer – совместное предприятие Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg AG и швейцарского производителя коммерческого автотранспорта фирмы Saurer. Сегодня производственная сеть MAN состоит из более чем десятка предприятий, а грузовики и автобусы немецкой марки работают по всему миру
Первенцем созданной век тому назад компании стал грузовик MAN-Saurer. Но уже в следующие несколько лет ее модельная линейка пополнилась другими автомобилями различной грузоподъемности и автобусами. Последние с успехом использовались Имперской почтовой службой Германии на междугородных маршрутах и перевозили не только корреспонденцию, но и пассажиров.
В 1916 г. производство было переведено в Нюрнберг, а еще через пару лет, когда швейцарцы вышли из состава предприятия, фирма стала называться «M.A.N. Lastwagenwerke». Уход партнера не сильно повлиял на состояние бизнеса. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1918 г. компанией было произведено около 1000 автомобилей – цифра по тем временам весьма солидная!
При этом MAN продолжал активно развиваться и уже в следующем году расширил свой модельный ряд за счет автомобилей грузоподъемностью 2,5 и 3,5 т и двигателей, которые могли работать не только на бензине, но также на керосине и бензоле, что оказалось весьма кстати, так как в послевоенной Германии нехватка бензина была колоссальной. А в 1924 г. компания представила первый грузовик с дизельным двигателем прямого впрыска и снова попала «в яблочко» – по сравнению с бензиновыми двигателями экономия на эксплуатационных расходах достигала 75%.
Тогда же был построен первый автобус на низкорамном шасси. И это тоже стало одной из инноваций предприятия, поскольку в то время все основные конкуренты в целях унификации ставили автобусные кузова на шасси грузовиков.
До начала Второй мировой войны на предприятии запустили в производство еще несколько новинок. В частности, трехосную модель, ставшую родоначальницей тяжелых грузовиков MAN (1928 г.) и грузовик S1H6 с двигателем D-4086 мощностью 140 л.с., признанный самым мощным в мире дизельным грузовым автомобилем (1932 г.). Еще через пять лет были разработаны исключительно экономичный дизель с прямым впрыском и полноприводный грузовой автомобиль.
В годы войны компания была вынуждена выпускать армейскую технику и танки, но потом вернулась к гражданской продукции, ее грузовики помогали восстанавливать разрушенную экономику. Однако даже в то трудное время предприятие держало курс на производство самой передовой техники, постоянно внедряя различные новшества. Примером может послужить выпущенный в 1951 г. первый произведенный в Германии грузовой двигатель с турбонаддувом, который осуществлялся за счет энергии выхлопных газов – этот 6-цилиндровый мотор объемом 8,72 л развивал мощность 175 л.с., обеспечивая ее повышение на 35%.
В 1955 г. в жизни MAN произошло еще одно знаменательное событие: производство грузовиков и автобусов перенесли на новый завод в Мюнхен, откуда в 1961 г. на рынок была выведена очередная знаковая новинка – первый автобус модульной конструкции 750 HO. При его производстве стандартизованное шасси комплектовалось кузовами для городских, междугородных и туристических перевозок.
Успешно сочетая инновации и огромный опыт, приобретенный за долгие годы, компания постоянно развивалась: в 1962 г. в ее штате состояло 10 тыс. человек, причем годовой объем производства равнялся той же цифре, то есть на каждого работника приходилось по одному выпущенному автомобилю.
Одновременно продукция бренда получала все более широкое признание. К концу 60-х лицензии на автомобили и двигатели MAN приобрели даже социалистические страны, такие как Венгрия и Румыния, а сборочные предприятия появились в Турции, Португалии, Югославии, ЮАР, Индии, Южной Корее, Китае. Затем заработали заводы и по другую сторону Атлантического океана – в Мексике и Бразилии. Корпорации удалось провести целый ряд успешных сделок, в результате чего в ее состав были включены другие профильные предприятия.
Таким образом, в ХХ в. MAN превратился в одного из крупнейших игроков на мировом рынке производителей автобусов, грузовых и военных автомобилей. О качестве продукции этой марки свидетельствуют многочисленные награды, которые регулярно присуждались моделям компании в различные годы, включая почетные титулы «Грузовик года» и «Автобус года». Конец же второго тысячелетия ознаменовался выпуском в 2000 г. миллионного грузовика МАN. На долю компании тогда приходилось около 13,5% западноевропейского рынка грузовых автомобилей.
На протяжении многих десятилетий MAN поддерживает тесные связи с нашей страной, зародившиеся еще в 30-х годах прошлого столетия. В СССР тогда серьезно изучались перспективы применения дизельных двигателей, но собственного производства не было. Поэтому за границей начали закупать моторы на пробу, и одной из первых на контакт с советскими специалистами пошла фирма MAN.
В июле 1934 г. под Москвой, на 11-м километре Подольского шоссе, стартовал дизельный автопробег Москва – Тифлис – Москва. На маршрут вышло 35 машин сопровождения и 40 автомобилей-конкурсантов. Они были оснащены моторами от самых именитых производителей, таких как MAN, Saurer, Graf & Stift, Bussing, FIAT, Renault, Lilloise, Perkins, Crossley, Hatz и Lang. Цель конкурса была одна – отобрать лучшие двигатели для закупки лицензий на их выпуск в СССР. Причем непременным условием стало то, что все агрегаты, участвующие в конкурсе, должны были монтироваться на шасси советских грузовиков ЗИС-5, ЯГ-3, ЯГ-5 и ЯГ-8.
Большинство моторов привозили в СССР и уже на месте монтировали на советские машины. Но поскольку MAN считалась «особо доверенной компанией», то два ЗИС-5 и два ЯГ-3 были отправлены на ее заводы, где их и оснастили дизелями. На весь пробег протяженностью 4157 км был отведен месяц – с 24 июля по 25 августа. Помимо советских водителей и инженеров в машинах находились представители всех фирм, предоставивших свои моторы. И хотя дорожные испытания проходили отнюдь не в тепличных условиях, участникам удалось уложиться в срок. По совокупности качеств дизелю MAN D-0540 был присужден первый приз конкурса.
Понятно, что в годы войны наработанные связи порвались, потом довольно долго они были эпизодическими, но уже с конца 80-х стали восстанавливаться. Какое-то время советские производители экспериментировали с двигателями MAN, пытаясь устанавливать их на свои грузовики и автобусы, затем начались закупки техники отдельными транспортными предприятиями. В России открылось представительство компании, а позже и ее российское отделение.
Сейчас немецкий автопроизводитель в нашей стране представлен компанией «МАН Трак энд Бас РУС». Она предлагает транспортные решения для любых областей и задач, от поставок грузовых автомобилей MAN легкого, среднего и тяжелого ряда до городских, междугородных и туристических автобусов MAN и Neoplan. Предлагаются также автобусные шасси, моторы и компоненты. Партнеры и дилеры компании работают от Выборга до Магадана и Владивостока.
Кульминационным моментом отношений MAN с Россией стал меморандум, подписанный в апреле 2011 г. представителями компании и властей Санкт-Петербурга, в котором говорилось о размещении в городе локального производства. Уже в конце 2012 г. это предприятие начало действовать в отладочном режиме.
О том, насколько востребована в нашей стране продукция MAN, лучше всего говорят цифры: в 2010–2013 гг. этот бренд неизменно занимал первое место по объему реализации крупнотоннажных грузовых автомобилей. Согласно статистике, в 2014 г. совокупные продажи новых и подержанных грузовиков MAN в России составили 9590 единиц, что значительно превышает аналогичные показатели европейских конкурентов.