С численным сокращением продаж на российском рынке оскудевает и ассортимент предлагаемых на нем автомобилей. На грани исчезновения оказались целые сегменты, которые до кризиса если не процветали, то чувствовали себя вполне уверенно

Снижение продаж на российском автомобильном рынке вынуждает автопроизводителей сужать свои модельные ряды. Согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», в прошлом году в России насчитывалось 388 официально продающихся моделей, однако их количество сократилось более чем на 20% – до 306. Все бренды, что называется, «режут косты»: оптимизируют свои издержки с тем, чтобы пережить тяжелые времена с наименьшими потерями. Под нож прежде всего попадают машины тех сегментов, которые раньше считались нишевыми, то есть имели своего хоть и не массового, но постоянного клиента, а сейчас, в ходе обвального падения спроса, вовсе оказались вне зоны потребительского внимания.

Кто «на коне»?

В целом маркетологи подразделяют сегодняшний российский автомобильный рынок на девять ключевых сегментов. Пять из них еще держатся, демонстрируя даже меньшее падение продаж, чем в целом по рынку. А в четырех секторах ситуация совсем неважная, падение продаж здесь чуть ли не вдвое превышает среднерыночное снижение (см. график).

Понятно, что в первую очередь в числе лидеров ныне сегмент недорогих бюджетных автомобилей. Люди стремятся экономить на всем, и прежде всего на таких крупных покупках, как личный транспорт. Те, кто раньше думал об авто классом выше, оставляют эти мечты до лучших времен и довольствуются бюджетными машинами B-класса. К тому же так cлучилось, что незадолго до кризиса ведущие мировые концерны успели построить на российской территории свои автозаводы, сделав ставку на выпуск недорогих моделей именно этого сегмента. И если кто-то поначалу с недоверием относился к недорогому типу машин, то «распробовав» их, обнаружил, что автомобиль в этом классе может иметь привлекательный дизайн, достаточно просторный салон, вместительный багажник и вполне сносно справляться с задачей доставлять к месту назначения целую семью с разумным объемом груза.

В результате этот класс машин занимает рекордную долю – по итогам сентября она составляла 40,7% всего рынка. Показательно, что в том же месяце продажи в данном сегменте снизились всего на 15%, в то время как в среднем по рынку падение за указанный период составило 28%. Причем лидируют в этой нише корейцы, которые особенно преуспели в выпуске в нашей стране бюджетных моделей, в частности Hyundai Solaris и Kia Rio. К другим востребованным у нас моделям относятся российская Lada Granta, получившая производственную прописку в Тольятти, Renault Logan, а также сходящие с конвейера в Калуге немецкие Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Впрочем, и в этом сегменте есть потери: до конца года из дилерских центров полностью исчезнет Сhevrolet Aveo, что стало результатом во многом политического демарша концерна General Motors.

Другой ключевой и преуспевающий сейчас сегмент российского авторынка – кроссоверы и внедорожники (SUV). По итогам сентября он получил 35,9%. Для сравнения, в 2007 году доля продаж этого типа машин составляла менее 10%. Излишне говорить, как удобны и практичны автомобили с повышенным дорожным просветом и полным приводом в условиях плохих российских дорог и снежной зимы – правда, и стоят эти автомобили дороже. Хотя и здесь в последнее время производители умудряются создавать модели-«лоукостеры», что особенно важно в период кризиса. Яркий пример – Renault Duster, который ныне занимает в сегменте первое место и во времена тотальной экономии со стороны потребителей пользуется хорошим спросом прежде всего благодаря цене, сравнимой со стоимостью средней легковушки. Таким образом, бюджетный В-класс вместе с сегментом SUV занимают сегодня рекордные для себя 76,6% отечественного рынка. То есть три машины из каждых четырех новых продаются в этих классах. Понятно, что всем остальным приходится очень нелегко.

Становятся экзотикой

К числу явных неудачников относится, например, класс «малышей», или размерный класс А. Подробно об этом сегменте мы уже писали (см. «И в микроскоп не видно…», «Автопанорама» № 9, 2015). Напомним, что 7–8 лет назад в России субкомпактные автомобили занимали заметные 6% от всего рынка. Сейчас же эта доля съежилась до едва заметных 0,6%. Особенно подкосились продажи в А-сегменте в кризис: автопроизводители прекратили поставлять в нашу страну целый ряд моделей. Это и «американец» корейского производства Chevrolet Spark, и японская Suzuki Splash, и французские «малыши» Peugeot 107 и Citroen C1. Спешно покидают рынок и китайцы – теперь у нас нельзя купить такие машины, как Chery Kimo и Faw V2. В результате некогда богатый на выбор автомобильный A-сегмент сократился лишь до трех моделей: это узбекский Daewoo Matiz, корейская малютка Kia Picanto и собираемый в Черкесске китайский субкомпакт Lifan Smily.

Мнение профессионала

Александр Зиновьев, директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр»

Сокращение модельного ряда многих брендов связано с тем, что автоконцерны стараются оптимизировать свои продуктовые линейки на российском рынке. Кто-то убирает старые невостребованные модели, заменяя их новинками, кто-то останавливается на двух или трех из своей гаммы и предлагает только их. Автопроизводители сейчас не стремятся удивить нас широким выбором, а акцентируют внимание на продвижении бестселлеров. Все это напрямую связано и с обесцениванием рубля, так как некоторые модели поставлять в Россию становится невыгодно. К примеру, бренд Peugeot в нашей стране (если не считать коммерческие автомобили) ныне представлен только двумя машинами, и обе в кузове седан. Схожая ситуация и в некоторых других марках. Компании не желают рисковать и нести убытки, поставляя импортируемые продукты, а потому очень аккуратно подходят к формированию модельных линеек. При этом пока планов по возвращению выведенных с рынка моделей нет, хотя некоторые бренды все же намерены запустить у нас новинки, которые могут стать популярными. Возвращения же к прежнему ассортименту можно ожидать только тогда, когда стабилизируется курс рубля и снова возрастет потребительский спрос. Пока же будут преобладать модели наиболее устойчивых сегментов рынка – такие, как бюджетные седаны и хэтчбэки, а также кроссоверы.

Другой скатившийся «на ноль» класс автомобилей в России – минивэны (MPV). В свое время эти большие и вместительные автомобили для семьи пусть и не пользовались бешеным спросом, но все-таки имели своего клиента. Теперь же, похоже, от таких машин отворачиваются даже самые преданные поклонники: по итогам сентября, например, продажи в этом классе упали на 48,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Класс минивэнов начисто проигрывает кроссоверам, те покупатели, которые могли бы позволить себе купить машину такого типа, обращаются к SUV. Вместительность вторых пусть и немного уступает, но при этом показатели проходимости кроссоверов значительно выше: что и говорить, средний минивэн чувствует себя беспомощным в российских сугробах или на забытой ремонтниками трассе.

В кризис из сегмента минивэнов особенно заметен отток моделей. На фоне общего спада остановлены продажи таких однообъемников, как Ford S-Max и Ford Galaxy, дилеры распродают остатки минивэна Fiat Freemont. Вслед за разворотом GM уходят с рынка и такие являвшиеся бестселлерами в своем классе автомобили, как семиместные компактвэны Chevrolet Orlando и Opel Zafira. Еще раньше рынок покинули полноразмерные MPV Renault Espace и Mitsubishi Grandis, Volkswagen Sharan, Peugeot 807, Citroen C8.

Быстрее всего рынка падает и такой (всегда являвшийся экзотикой для России) класс автомобилей, как пикапы: за девять месяцев 2015 года продажи этого типа машин упали на 50%. И теперь доля продаж новых авто с открытым багажным отделением исчисляется мизерными 0,9%. Жителю сельской местности, для которого пикап наиболее удобен, этот тип автомобиля в кризис особенно не по карману. А потому производители уводят модели с рынка. С грустью любители подобных машин узнали, что останавливаются поставки в Россию пикапов марки Nissan – модели Navarra и NP300. Хотя разнообразие предложения в этом сегменте остается достаточно высоким, до сих пор у нас продается более десятка моделей, причем, несмотря на сложные времена, есть даже новинки: в этом году начались, в частности, продажи китайского пикапа Foton Tunland, у дилеров появились и новые поколения моделей – лидеров сегмента Mitsubishi L200 и Toyota Hilux.

Но самое драматичное снижение продаж происходит в размерном сегменте С, так называемом гольф-классе. Многие годы этот тип машин играл в России доминирующую роль: 7–8 лет назад каждый четвертый продаваемый в России автомобиль относился именно к нему. Однако сейчас его рыночная доля снизилась до рекордно низкой отметки 10,5%. В кризис часть покупателей из этого сегмента обращает свое внимание на доступные автомобили В-класса, которые становятся все более вместительными и привлекательными по цене. Другая часть клиентов переориентируется на модели SUV, многие из них тоже стали менее дорогими, при этом оставаясь более утилитарными.

Соответственно, заметно уменьшается ассортимент и в этом сегменте. Пожалуй, наиболее заметная потеря – выведенная из России Honda Сivic, которая в свое время считалась одним из самых сильных и ярких игроков в этой категории. Также с уходом GM не будет в салонах и моделей Chevrolet Cruze и Opel Astra, занимавших верхние строчки в рейтингах продаж.

Что ж, печальное сокращение модельного ряда и обеднение предложений – это всегда невеселый спутник кризиса на рынке. Нам же остается ждать, надеяться и верить, что в будущем, с восстановлением объемов сбыта автомобилей, восстановится и рыночное разнообразие.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4