Казалось бы, свечи зажигания давно перестали быть для автомобилистов поводом для беспокойства. Ремонт и обслуживание автомобиля отданы на откуп автосервису, - только деньги плати! Зачем, скажите, владельцу современного автомобиля лишняя «головная боль»?! Вот только лишняя ли?

В большинстве случаев в сервисе вам поставят самые обычные недорогие свечи, но возьмут при этом за “запчасти плюс работа” приличную сумму. Так не лучше ли самостоятельно сделать выбор? К сожалению далеко не все водители могут сделать его осознанно и купить свечи зажигания, которые прослужат долго и обеспечат стабильную работу двигателя в любое время года. Обычно выбор осуществляется по принципу либо “дешево и сердито” (экономия здесь и сейчас), либо “только платиновые/иридиевые, сколько бы это ни стоило”.

Между тем, мало кто вдается в такие подробности, как принципы работы свечи зажигания, особенности ее эксплуатации в разных условиях, основные причины выхода из строя. То есть, выбор осуществляется не на основе знаний, а исключительно из веры в маркетинговые обещания или рекомендации “компетентных” советчиков.

Попробуем разобраться, от чего зависит эффективность и долговечность работы свечей зажигания? Главная функция свечи - искрообразование. Чем оно мощнее и стабильнее, тем более надежным будет воспламенение топливно-воздушной смеси. Во время холодного пуска двигателя сила тока понижена, и искра становится не такой мощной. Влияет на мощность искры и образование слоя нагара на электродах свечи. Тут уже влияет, например, как качество самого топлива, так и качество топливно-воздушной смеси, которая впрыскивается в цилиндры (слишком богатая или бедная смесь). В самом общем виде, чем тоньше электроды - тем мощнее искра. И чем меньше нагар, - тем она опять же мощнее и стабильнее.

При этом мощность разряда напрямую влияет на эффективность сгорания топлива, и чем она выше, тем меньше образование нагара. Однако здесь кроется одна тонкость - очень мощный ток быстрее разрушает поверхности электродов, что приводит к изменению геометрической формы искрового зазора. А это тоже ведет к быстрому падению интенсивности разряда со всеми вытекающими последствиями. То есть, мощная “искра” может вести к резкому снижению рабочего ресурса (другими словами, долговечности) свечи. Что же придумали разработчики свечей зажигания?

Помимо обычных свечей, на рынке, во-первых, существуют так называемые многоэлектродные свечи. Заряд в них распределяется по нескольким электродам, что делает свечи долговечнее. В таких свечах электроды могут быть несколько тоньше обычных, но от проблемы образования нагара наличие нескольких электродов не избавляет. При этом стоимость таких свечей заметно выше.

Во-вторых, есть свечи с электродами из редкоземельных металлов: платины или иридия. Электрод в таких “зажигалках” намного тоньше, чем в обычных - менее 0,5-1 мм против обычных 2,5 мм. Технологии, по которым изготовляются “благородные” свечи, позволяют, как увеличить КПД двигателя и динамику автомобиля, так и снизить расход топлива и вредные выбросы в атмосферу. Благородные металлы обладают большей коррозионной стойкостью, они меньше подвержены разрушению под воздействием мощных разрядов, и на них меньше образуется нагар. Более того, многие производители обещают пробег на таких свечах вплоть до 100 тысяч км. Но и стоимость таких свечей, как правило, в 5-8 раз выше обычных.

Вопрос стоимости в случае выбора свечей зажигания далеко не последний, ведь, в конечном счете автовладелец хочет не только обеспечить надежную работу двигателя, но и оптимизацию расходов на эксплуатацию автомобиля. “Благородные свечи” позволят вам сэкономить в перспективе двух-трех лет, в зависимости от вашего ежегодного пробега. Рискнем предположить, что не для всех такая экономия покажется оправданной.

Так на чем же остановится? Менять обычные свечи на каждом ТО, понадеяться на “многоэлектродные”, которые могут в российских условиях обеспечить 20-25 тыс. км. пробега от замены до замены, или выложить немалую сумму за свечи с электродами из благородных металлов, утешая себя мыслью, что больше к этому вопросу возвращаться не придется в ближайшие несколько лет?

Слава богу, технологии не стоят на месте, и спектр возможностей постоянно расширяется. Появляются новые материалы, сплавы, геометрические решения и т.д. В результате при выборе свечей возможен и промежуточный вариант - свечи зажигания с тонкими никелевыми центральным и боковым электродами. Такие свечи выпускает известный мировой производитель автокомпонентов и “расходников” DENSO. Называются они - DENSO TT (Twin Tip). Электроды этих свечей имеют диаметр всего 1,5 мм, что по параметрам воспламенения вплотную приближает их к иридиевым свечам. Отсутствие же в конструкции драгоценных металлов положительно сказывается на стоимости. Благодаря тонкому центральному электроду производимая искра получается намного более сильной, улучшая эффективность зажигания, что особенно важно при низких температурах. При этом, применяемый никелевый сплав эффективно сопротивляется разрушению под воздействием мощного электрического разряда, лучше, чем это было возможно раньше в обычных свечах. В результате свечи обеспечивают необходимый ресурс.

Подходят TT и для автомобилей, работающих на сжиженном газе - сплав свечей выдерживает более высокую температуру горения по сравнению со стандартными свечами.

Конечно, с TT вряд ли можно говорить о пробегах сопоставимых с иридиевыми и платиновыми свечами, но по соотношению “цена/качество” для многих потребителей они покажутся оптимальным решением. Особенно если не забывать еще об одном преимуществе использования свечей с увеличенной мощностью искры.

Сильная искра обеспечивает лучшее воспламенение и горение бедных смесей (вспомним о качестве нашего бензина). В результате, правильный выбор свечей важен не только для уверенного пуска двигателя, но и для экономии на бензине в процессе эксплуатации. По данным компании DENSO, в случае применения модели Twin Tip расход топлива может быть уменьшен до 5%. К слову такую же экономию предлагает большинство производителей “драгоценных” свечей.

Согласитесь, - тоже не последний довод, учитывая постоянный рост цен на топливо в России.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9