В НАЧАЛЕ прошлого века автомобилям приходилось передвигаться в основном по разбитым проселочным дорогам или брусчатым мостовым, на которых нередко попадались гвозди от лошадиных подков. Поэтому весьма велик был риск повредить шину. Водителю приходилось возить с собой запасные камеры и в случае прокола снимать колесо, разбирать его и ремонтировать прямо на месте. Это отнимало уйму времени и сил.

Решение проблемы нашли инженеры компании “Rambler”. С 1909 года они первыми стали оснащать свои модели запасками. Теперь шоферу надо было просто снять поврежденное колесо, поставить вместо него запасное, а пробитую шину отвезти в мастерскую. Полезное изобретение стало очень популярно. Некоторые производители даже ставили на свои модели несколько запасных колес, делая их элементом внешнего дизайна.

До конца XX века достойной альтернативы запаске так и не было создано. Да этого, пожалуй, и не требовалось – она полностью удовлетворяла тогдашним требованиям. Но размеры и вес дисков, а соответственно и шин, росли. Громоздкое запасное колесо увеличивало массу и стоимость машины. К тому же, чтобы его разместить, частенько приходилось жертвовать объемом багажного отделения.

Поэтому многие автопроизводители отказались от полноразмерной запаски в пользу так называемой докатки – более легкого и компактного узкого колеса. Само собой, считать его полноценной заменой штатной шины нельзя. При установке докатки (особенно на переднюю ось) водитель должен быть очень осторожен, поскольку управляемость машины меняется кардинально. Причем не в лучшую сторону. Вдобавок автомобиль будет заметно хуже тормозить. Поэтому производители обычно запрещают двигаться на докатке быстрее 60-80 км/ч и ездить на расстояние больше 80-100 км. То есть она пригодна лишь для того, чтобы добраться до ближайшей шинной мастерской.

Но какой бы компактной и легкой ни была докатка, ее все равно надо где-то размещать и возить с собой. А поскольку дороги и прилегающая инфраструктура становятся все лучше, некоторые автомобильные компании вообще перестали укомплектовывать свои модели запасным колесом. Вместо него в багажник кладут компрессор и баллончик с герметиком. Его надо залить внутрь через вентиль шины, если она начала спускать воздух. Специальный состав сам найдет место повреждения и заделает его. Водителю остается только поднять давление воздуха до нормы и продолжить свой путь.

Такой способ, безусловно, хорош. Но только в том случае, если прокол небольшой. Достаточно наехать на крупный гвоздь или пробить боковину шины, и герметик уже не спасет..

Решение нашли шинные компании. В конце 90-х годов прошлого века некоторые известные бренды стали выпуcкать специальные покрышки, позволяющие даже при их повреждении продолжать движение (правда, как и в случае с докаткой, с ограничением скорости и на небольшое расстояние).

Большинство подобных шин отличается от обычных усиленными боковинами. При потере давления они способны выдержать вес автомобиля и не дать колесному диску коснуться дороги. Но такие модели достаточно тяжелые, что негативно сказывается на плавности хода и надежности подвески.

Поэтому встречаются и другие конструкции. Например, шины, еще на заводе заполненные жидким герметиком. Переливаясь по внутренней поверхности покрышки, он заделывает образовавшиеся пробоины. Однако справиться с серьезными повреждениями ему опять же не под силу.

Есть и другой способ: вну три шины на ободе диска закрепляют твердое поддерживающее кольцо. Оно принимает нагрузку при потере давления в колесе, но также увеличивает его массу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме того, общий недостаток всех “непробиваемых” колес – высокая стоимость. Причем раскошелиться придется не только при покупке машины. Дело в том, что специалисты не рекомендуют ремонтировать подобные шины, поэтому после достаточно продолжительной поездки до шиномонтажа из-за прокола скорее всего придется покупать новую покрышку.

Как видим, современные технологии постепенно вытесняют традиционную запаску с автомобилей. Но сдаваться она не спешит. Ведь в некоторых странах (в частности, в России) качество дорог пока не дотягивает до европейского уровня. А в провинции качественная шинная мастерская – большая редкость. В таких условиях запасное колесо пока незаменимо.

Реклама автомобиля “Rambler” начала XX века в числе его достоинств указывала и наличие запасного колеса.

 

 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4