Грета Тунберг в истерике: мало того что люди продолжают покупать автомобили, так еще и отдают предпочтение не крошечным мотоколяскам, а габаритным, пожирающим ресурсы SUV! И чем дальше, тем больше. В 2022 м доля вседорожников на глобальном рынке достигла 49%, в 2023 м — 51%, а в прошлом году — уже 54%.
Но даже если покупатель не прав, Euro NCAP не готов игнорировать реальность. Добро пожаловать на краш-вечеринку SUV! Среди шести испытуемых — квартет 100% х «электричек», пара гибридов и четыре с половиной «китайца» (у Polestar в Швеции штаб-квартира, но заводы в КНР). Такой выбор моделей тоже отражает тенденции сегодняшнего дня.
В первом приближении результаты испытаний разочаровывают своей однотипностью — сплошь высшие пятизвездочные рейтинги! Но, если взять микроскоп и посмотреть на ситуацию вооруженным глазом, можно рассмотреть небезынтересные детали и оттенки. Скажем, у ЕХ5 после фронтального удара с частичным перекрытием лопнул металл в некоторых точках сварки на стойках лобового стекла. Давно такого не было. Еще более удивительно то, что в более жестких тестах обошлось без катастрофических последствий, но модель Geely все же оштрафовали. Также недосчитались баллов E-HS9 и J7. У премиального электрического SUV Hongqi обнаружился небольшой надрыв на водительском эйрбеге после проведения фронтального краш-теста со 100% м перекрытием. А у J7 в версии «розеточного» гибрида не полностью раскрылся боковой занавес из-за неправильно установленной клипсы крепления защитной крышки. Надо отдать должное проштрафившимся: и Hongqi, и Jaecoo оперативно провели внутреннее расследование, выявили причины произошедшего и приняли соответствующие меры по устранению недостатков. Правда, аналогичной реакции не последовало со стороны Geely и Jaecoo на отмеченное несоответствие требованиям Euro NCAP системы предупреждения о забытом в салоне ребенке.
И большинство испытуемых споткнулись при проведении проверки на эффективность системы автоматического торможения (АЕВ) при движении задним ходом. У Terramar такой функции вообще нет, а остальные не отреагировали на появление ребенка за «кормой». Куда лучше обстоят дела у Sealion 7 и особенно у Polestar 3. У этих моделей завязалось негласное соперничество внутри отобранной Euro NCAP шестерки SUV. Во фронтальном краш-тесте модель BYD оступилась, защитив грудь заднего пассажира только на 3 , тогда как Polestar 3 заработал четыре балла. В классическом боковом и более сложном «столбовом» тестах — паритет: оба испытуемых получили высшие оценки, тогда как остальные во втором случае довольствовались четверками.
Sealion 7 показал себя более человеколюбивым в отношении третьих лиц. SUV BYD представляет меньшую опасность, чем Polestar 3, как для автомобиля, с которым сталкивается лоб в лоб, так и для угодившего под колеса пешехода, хотя только «шведо-китаец» в группе испытуемых имел активный капот. К велосипедистам вся шестерка относится гуманнее, но Polestar 3 лучше остальных за счет большей эффективности идущей в «базе» системы предупреждения о приближении крутящего педали к остановившемуся для высадки пассажиров автомобилю. Напротив, у моделей Cupra и Geely эта функция — опция, что автоматом означает баранку в графе оценок. Система предотвращения столкновения «испанца» к тому же не «видит» идущего на обгон попутного мотоциклиста, тогда как у остальных пяти моделей АЕВ отработали без осечек во всех «мотосценариях». С задачей избежать столкновений с автомобилями на отлично справляются «умные» ассистенты водителя вседорожников Hongqi и Jaecoo. Polestar 3 здесь слегка отстает от Sealion 7, лучше разобравшегося с потенциально аварийной ситуацией на перекрестке.
В плане полноты контроля за поведением водителя все «китайцы», включая «полукровку», дадут фору «европейцу» Terramar, который фиксирует только усталость рулевого, но не его отвлечение от управления транспортным средством повышенной опасности. Зато детей-пассажиров среднеразмерный вседорожник Cupra оберегает ничуть не хуже полноразмерного пафосного Hongqi E-HS9: оба круглые отличники в этой дисциплине. Но не более. А лавров абсолютных рекордсменов Euro NCAP (93%) всех времен здесь удостоилась та же пара — BYD Sealion 7 и Polestar 3. Пожалуй, самым справедливым исходом в поединке этих моделей была бы ничья, но по очкам, точнее, по процентам победу празднует шведский «китаец».