Ровно 120 лет назад компания Daimler-Motoren-Gesellschaft выпустила первый в мире автомобиль, оснащенный таксометром, специальным устройством для расчета стоимости проезда пассажиров. Так появился новый вид общественного транспорта – такси

Однако первый шаг к этому был сделан пятью годами ранее, в 1891-м, когда немец Вильгельм Брюн изобрел тот самый таксометр, измерявший пройденное расстояние и стоимость проезда. Предназначался он для установки на конные экипажи, но, как видим, вскоре прибор успешно перекочевал и на автомобиль, хотя и подвергся при этом многочис-ленным модернизациям.

Таксометры того времени различались по форме, размерам и принципам действия. Существовали механические, пневматические и даже электрические счетчики. На многих моделях была специальная стрелка, указывавшая – свободен экипаж или занят. Само собой, аппарат старались сделать «герметически закрытым не только для воды и пыли, но и для ловких человеческих рук…»

Галопом по Европе

В самой Германии новшество приживалось медленно, зато в соседней Франции его оценили моментально. Уже 1898 году в Париже работало несколько электромобилей такси. Подготовке водителей для них городские власти уделяли огромное внимание. Прежде чем выехать на улицы города, потенциальный таксист должен был сдать практический экзамен на специальной площадке, имитировавшей парижскую улицу. Водителю приходилось маневрировать между разобранными участками мостовой, манекенами, изображавшими пешеходов, лихо мчащимися извозчиками, собаками, бросавшимися под колеса, и дамами, рассеянно выкатывавшими коляски на проезжую часть. К работе допускались лишь те, кто сумел пройти испытание без аварий, не задев никого.

Несколько лет спустя электромобили уступили место таксомоторам с двигателем внутреннего сгорания. Новшество быстро завоевало французскую столицу: в начале ХХ столетия в Париже существовали не только таксопарки, но и профессиональные организации таксистов, позволявшие им в случае необходимости защищать свои права. У парижских таксистов появилась своя субкультура, включающая особый профессиональный жаргон, непонятный окружающим. При этом слова «таксист» во Франции тогда не существовало, вместо него использовали устаревшее, но более привычное cocher – «кучер», бывшее в употреблении до начала 40-х годов прошлого века. Сами же таксисты предпочитали именовать себя «лоше».

Некоторое время конные извозчики и такси мирно уживались, но уже к началу Первой мировой войны чаша весов склонилась на сторону машины: в 1914 году в Париже и департаменте Сена насчитывалось 4097 извозчиков и 8278 автомобилей такси. Работа таксиста не являлась престижной, но хорошо оплачивалась – он мог зарабатывать в два, а при удачном раскладе и в три раза больше, чем, к примеру, рабочий на заводе или крестьянин. При этом вплоть до второй половины 30 х годов ХХ века во Франции на таксистов не распространялся закон об ограничении рабочего дня, что давало им возможность трудиться до 16 часов в сутки и, соответственно, больше зарабатывать.

Начало ХХ столетия стало временем триумфального шествия такси по Европе. В 1907 году таксомоторы появились в Лондоне, а затем и в других европейских столицах и крупных городах. На новый вид транспорта установился устойчивый спрос, и количество машин со счетчиком увеличивалось пропорционально росту автомобилизации стран.

Одновременно создавались и совершенствовались правила, определявшие технические требования к такси, порядок их работы, внешний вид и поведение водителей. Любопытно, что во всех странах таксисты со временем становились замкнутой профессиональной группой – «особой кастой», куда новички допускались крайне неохотно. Оно и понятно, в погоне за деньгами конкуренты ни к чему.

На русской почве

В России использовать таксометр догадались в конце позапрошлого века. В 1898 году журнал «Велосипед» писал: «Два предпринимателя Г.Л. Канский и И.С. Туровский вошли в Московское городское управление с ходатайством эксплуатировать таксометры... Таксометры определяют расстояние, пройденное экипажем, время, потребовавшееся для проезда на то или иное расстояние, и даже стоимость, где введена такса на извозчиков».

Первые автомобили-такси появились в российской столице в 1907-м, а спустя год с ними познакомились и москвичи. Известный русский автомобилист А.П. Нагель в своих мемуарах писал по этому поводу: «Первые такси, появившиеся в Петербурге, были французскими, фирмы «Де Дион-Бутон», выкрашенными в белый цвет. Их было не много, и они стояли на нескольких определенных стоянках. Чтобы ими воспользоваться, надо было вызвать их через посыльного.

Стоянки эти были, конечно, в самом центре города особенно у больших гостиниц. В таких местах, когда нужно, швейцар гостиницы выходил на улицу и кричал во все горло: «Белая такса»! Кроме шофера рядом с ним зачастую сидел еще «подручный», на обязанности которого было вести расчеты, заводить машину и подсаживать пассажиров».

Поначалу таксомоторов в России насчитывалось не слишком много, но к концу 1911 года в столице их количество приближалось уже к трем сотням, а в Первопрестольной было более ста. Появились они и в других городах. Принадлежали такси частным компаниям. Одним из самых заметных стало «Российское таксомоторное акционерное общество», эксплуатировавшее несколько десятков машин. Вызов можно было оформить по телефону на «станции заказов», и автомобиль приходил к назначенному сроку.

Любопытно, что местоположение таксометра могло быть разным. Поначалу его ставили поближе к колесу машины, которое приводило прибор в действие. Самым курьезным, пожалуй, следует признать случай установки таксометра… под кузовом. Окончив поездку, водитель выходил, ложился на землю, снимал показания со счетчика, а потом объявлял сумму. Со временем таксометр «прописался» в салоне машин. В России существовало правило: счетчики такси выверялись и пломбировались Палатой мер и весов.

Обычно городские власти выпускали «Обязательное постановление для таксомоторов», действовавшее на территории города и регулировавшее деятельность такси. Желающему организовать таксопарк нужно было подать в городскую Управу заявление, где он указывал количество выпускаемых на работу автомобилей, систему установленных на них счетчиков, технические данные экипажей, свой адрес и адрес стоянки или гаража. Если власти считали возможным разрешить извоз, то машины и шоферы предоставлялись для осмотра и испытания в определенные дни специалистам из Управы.

Далеко не каждый автомобиль мог стать такси, а только тот, который имел «надежную конструкцию, не обременяющую пассажиров, прохожих и проезжих шумом, дымом и зловонными газами». Наиболее предпочтительными кузовами были ландоле, лимузин и дубль-фаэтон с закрывающимся верхом. Отделка зависела от возможностей владельца, но при всех условиях «внешний вид экипажа должен быть опрятен, внутренняя обивка – не засаленной и не в пятнах, а стекла в окнах кузова – прозрачными и бесцветными».

Особые требования предъявлялись к водителям: «Шоферы должны быть трезвыми и опрятно одетыми, вежливо обращаться с пассажирами и нанимателями, не употреблять бранных и непристойных слов». Им вменялось в обязанность обеспечивать безопасность проезда и строго соблюдать правила движения. Порожние машины предписывалось ставить так, чтобы они не мешали уличному движению. Собираться кучками, комментировать происходящие на улице события и приставать к прохожим с предложением услуг запрещалось.

Каждый водитель был обязан иметь при себе экземпляр «Обязательного постановления для таксомоторов» и по первому требованию предъявлять его клиенту. В кабине вывешивался номер экипажа – на случай, если клиент остался недоволен и намерен жаловаться.

Тарифов обычно было несколько, зависели они от времени суток, количества пассажиров и места найма экипажа. С полуночи до семи утра действовал повышенный «ночной» тариф. Если же в машину садилось более двух пассажиров, то действовала особая такса. Цены были постоянными, и менять их по своему усмотрению ни владельцы авто, ни шоферы права не имели. При найме такси у вокзалов, пароходных пристаней, театров, садов взималась дополнительная плата в 20 копеек.

Естественно, что «каждый шофер незанятого таксомотора обязан беспрекословно везти нанимателя по соответствующей таксе...» Если среди пассажиров оказывались дети, то два ребенка до 10 лет считались за одного пассажира. Ручной багаж перевозился бесплатно, если он помещался в салоне, если нет – доплачивался двугривенный. Клиент мог потребовать у шофера расписку на бланке владельца экипажа с указанием времени уплаты денег и городского номера такси.

Брать или не брать в машину животных решал таксист. Но и тут было правило: «Посадил седока с собакой, кошкой и т.д., вези куда прикажут». За нарушение правил езды по городу или перевозки пассажиров водителей штрафовали, а то и увольняли с работы.

Несмотря на сравнительную немногочисленность, таксомоторы нанесли первый удар по гужевому транспорту в российских городах. Помимо легковых такси существовали машины, которые брались напрокат с оплатой по договоренности. Кроме того, были и наемные грузовики, использовавшиеся вместо ломовых извозчиков.  

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8