Модельная линейка «Группы ГАЗ» пополнилась конкурентноспособным автобусом малого класса

Модель «Вектор Next» – первый автобус из Павлово, у которого вместо фирменной эмблемы в виде трилистника красуется логотип с бегущим оленем. Такой автомобиль встал на конвейер Павловского автобусного завода летом 2016 года, став продолжением флагманской линейки Next, которую «Группа ГАЗ» планомерно расширяет.

Новинку разработали на шасси среднетоннажного грузовика «ГАЗон Next» (оно доставляется в Павлово с нижегородского предприятия), при этом во главу угла был положен принцип модульной конструкции. На удлиненной раме «ГАЗон Next» сегодня можно выпускать «Вектор Next» длиной от 7,1 до 8,5 м. Предлагаются также различные варианты планировки салона – с высоким и низким полом, разной шириной дверей, с накопительными площадками в передней или задней части салона и пассажировместимостью от 43 до 53 человек.

Даешь импортозамещение!

Формальным поводом к проведению ездовой презентации стал недавний дебют новых модификаций автобусов ГАЗ и озвученный курс на расширение их продаж в российских регионах. На площадке у кольцевой трассы были выставлены «Вектор Next» в исполнениях «школьный автобус», «межгород» и «доступная среда» (модель, адаптированная для перевозки людей с ограниченными возможностями).

Школьный «Вектор Next» имеет 26 пассажирских мест (25 детских и одно взрослое для сопровождающего). Небольшие креслица обшиты симпатичной износостойкой тканью и оснащены специальными широкими трехточечными ремнями безопасности. Над головами пассажиров смонтированы вещевые полки для ранцев. Под каждой из двух дверей по правому борту имеется выдвижная противоскользящая ступенька. Место водителя оборудовано громкоговорителем, системами видеонаблюдения и пожаротушения. Есть устройство ограничения скорости движения при открытых дверях. Словом, после знакомства с салоном осталось впечатление, что дети будут здесь под защитой и контролем.

Не меньшую заботу о пассажирах проявили создатели версии «доступная среда». Ее главные отличия – 17 мест для сидения плюс два складных кресла и еще одно специальное место для инвалида-колясочника, а также механическая аппарель «Ассистент» – откидной пандус для погрузки инвалидных колясок. Задняя дверь и накопительная площадка низкопольные, а дверной проем расширен до 0,9 м.

Интересна и междугородная модификация, которая имеет тонированные стекла, более комфортабельные кресла, вместительные багажные полки и дополнительные поручни. Как рассказал начальник управления продаж филиала «Павлово» Валерий Каленов, Павловский автобусный завод идет по пути увеличения объема продаж. Со следующего года планируется продать порядка 1500 автобусов «Вектор Next», и уже сегодня предприятие выпускает порядка 100 таких машин ежемесячно. На вопрос, почему мы не видим новые ПАЗы на московских улицах, мой собеседник заявил, что они попросту разъезжаются по стране. В Нижнем Новгороде, к примеру, трудится уже около 40 машин.

По кольцу

Для знакомства с автобусом на трассе выделили 7,6-метровую базовую модель, предназначенную для городских перевозок. Такой вариант – фактически маршрутка – имеет полную массу 10 т, 17 посадочных мест и пассажировместимость 53 человека. Первое, на что обращаешь внимание в кабине, это отличная эргономика. У водителя собственный вход с дверью, а рабочее место выглядит почти как кокпит пилота – с множеством датчиков и кнопок, рулевым колесом от «ГАЗель Next», щитком приборов от «ГАЗон Next», экраном видеонаблюдения, компактным напольным рычагом 5-ступенчатой «механики», зеркалами с обогревом и электроприводом и огромным запирающимся бардачком на передней панели.

За относительно компактным рулем ощущаешь себя хозяином положения. Баранка регулируется в обеих плоскостях, кресло на опциональной пневмоподвеске удобное и настраивается в широком диапазоне. В результате устраиваешься с комфортом и сразу отдаешь должное отличному обзору. Единственное, на что можно посетовать, это не самый удобный доступ на водительское место – сиденье расположено высоковато. Приходится хвататься одной рукой за поручень на передней стойке, другой – за руль и затем взбираться, как всаднику на коня.

В движении хорошо чувствуются габариты, маневрировать комфортно: кажется, что управляешь не автобусом, а LCV. Рулевое управление, оснащенное интегральным механизмом ZF, на удивление информативное и острое. Благодаря небольшому передаточному числу баранка проделывает лишь 4,2 оборота от упора до упора. Поэтому в связке поворотов ты не «наматываешься» на руль, а информация о положении передних колес поступает на обод в полной мере.

Понравилась и работа 150-сильного дизеля. Он настроен так, чтобы отдавать максимум тяги на низких оборотах. Передачи газовской 5-ступенчатой «механики» с импортными компонентами сделаны короткими. В результате «Вектор Next» реагирует на «газ» очень живо. При этом мотор отличается еще и хорошей эластичностью. Если притормозить, автобус вытянет и на повышенной передаче. К слову, все «Вектор Next» оснащаются исключительно рядным 4-цилиндровым турбодизелем ЯМЗ-53443, выдающим 150 л.с. и соответствующим классу Euro 5.

Коробка передач – 5-ступенчатая «механика», знакомая по «ГАЗон Next», – получила усовершенствованные шестерни, синхронизаторы и подшипники, однако избирательность узла не назовешь идеальной, к переключению передач нужно приноровиться. Альтернатива «механике» – 6-диапазонный гидромеханический «автомат» Allison, которым «Вектор Next» начали оснащать в этом году. По словам представителя компании Allison Transmission, расходы на обслуживание автобусов ПАЗ с «автоматом» примерно на 30% ниже стоимости обслуживания аналогичных машин с «механикой». Фактический же расход топлива составляет 25 л/100 км для «механики» и 26 л/100 км для «автомата» – тут все сопоставимо.

Однако, как сообщил Валерий Каленов, во второй половине 2018 года моторная линейка «Вектор Next» расширится за счет двигателя ЯМЗ 534 CNG, работающего на метане. Шесть газовых баллонов вместимостью 62 л каждый будут монтироваться под днищем, что должно снизить центр масс и, как следствие, улучшить курсовую устойчивость. Газовое оборудование итальянское – компании EMVL.

Проныра

Шасси павловского автобуса имеет пневматические элементы в конструкции задней подвески и переднюю малолистовую рессорную подвеску. Отсюда высокая по меркам автобусов малого класса плавность хода. Конечно, выбоин и дорожных стыков на «Нижегородском кольце» мне обнаружить не удалось, но по полигону автобус идет очень мягко, причем как полупустой, так и с дюжиной пассажиров на борту. Хороша и шумоизоляция, что объясняется низкой шумо- и вибронагруженностью силового агрегата ЯМЗ и эффективными изолирующими материалами. А еще этот автомобиль вполне можно назвать городским пронырой. Благодаря передней оси с увеличенным углом поворота колес «Вектор Next» обладает отменной маневренностью. Я убедился в этом, выполнив серию упражнений на площадке – «змейку», заезд в гараж, параллельную парковку задним ходом в «карман». Радиус разворота составляет всего 6,7 м – почти столько же, как у Cadillac Escalade.

И, наконец, автобус умеет эффективно замедляться. В арсенале имеются: пневматическая тормозная система Wabco с дисковыми вентилируемыми тормозными механизмами передних и задних колес, ABS и антипробуксовочная система ASR. Последняя заметно облегчает эксплуатацию «Вектор Next» на скользких разнородных поверхностях, и ее роль для заднеприводной машины трудно переоценить.

Что же касается утилитарных преимуществ автобуса, то они хорошо известны. Это и оцинкованный кузов с ресурсом как минимум 10 лет, и пластиковые маски, панели крыши и боковин, тоже повышающие долговечность кузовной конструкции. А еще расширенная гарантия (три года или 150 тыс. км пробега), выгодная стоимость владения, привлекательные схемы приобретения (скидки по программе утилизации, льготный лизинг и скидки при покупке от пяти единиц) и минимальные затраты на техобслуживание.

Подискутировать можно разве что относительно цены – 2 970 000 рублей за базовое исполнение автобуса. Для сравнения, менее современная модель ПАЗ-320302-02 обойдется на треть дешевле. Впрочем, можно не сомневаться, что каждый рубль, вложенный в героя этого тест-драйва, окупится. В конечном счете клиент платит за более высокий уровень комфорта, управляемости, надежности и практичности, что и отражено в названии «Вектор Next». 

Технические характеристики «Вектор Next» МТ5

Габариты, мм

7645х2445х2915

Колесная база, мм

3800

Высота потолка в салоне, мм

1950

Снаряженная масса, кг

6150

Полная масса, кг

10 000

Диаметр разворота, м

13,5

Тип двигателя

дизельный L4

Рабочий объем, л

4,43

Макс. мощность, л.с./об/мин

150/2300

Макс. момент, Нм/об/мин

490/1200–1600

Привод

задний

Трансмиссия

5-ступенчатая механическая

Макс. скорость, км/ч

90

Время разгона 0–100 км/ч, с

нет данных

Расход топлива (средний), л/100 км

25

Объем бака, л

105

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 7