В октябре 1954 года Peugeot представила обновленную модель 203 С, ставшую вскоре настоящим бестселлером и продолжившую успех просто 203-й. Новинка простояла на конвейере шесть лет и стала одним из самых популярных французских послевоенных автомобилей
Сегодня Peugeot – один из старейших мировых автопроизводителей. Компания уже отметила свой 200-летний юбилей, и более половины этого времени она выпускает автомобили. С момента основания Peugeot была семейным предприятием и занималась выпуском изделий из железа – пружин, ножей, столярных и слесарных инструментов, швейных машин, ружей, а впоследствии и велосипедов.
Автомобили компания начала производить еще в конце XIX века благодаря тому, что внук одного из основателей марки, Арман Пежо, увлекался конструированием механических экипажей. Он-то и уговорил родственников заняться столь необычным для того времени бизнесом. Современники вспоминали, что дядюшка Арман обладал завидным упорством и уравновешенным характером, что позволяло ему не только добиваться поставленных целей, но и избегать конфликтов, связанных с ведением дел.
Первый бензиновый автомобиль Peugeot появился в 1890 г. и был укомплектован 2-цилиндровым мотором объемом 563 куб. см и мощностью 1 л.с. Он мог развивать скорость до 20 км/ч и весил около 500 кг. Выпускалась новинка в городке Болье. Продукция Армана Пежо была весьма высокого качества, поэтому заказчиков было довольно много. Среди клиентов компании был даже тунисский бей, который в 1892 г. заказал экипаж для парадных выездов.
Особенно престиж марки поднялся после того, как ее модели выиграли несколько соревнований. В 1894 г. Peugeot победил в пробеге Париж – Руан, а в 1895 г. автомобилю бренда было присуждено первенство в состязаниях по маршруту Париж – Бордо – Париж, которые считаются первой настоящей автогонкой. Это принесло новые заказы и вдохновило Армана Пежо на дальнейшее расширение автомобильного производства.
Здесь-то его и настигли непредвиденные трудности. Хотя семейство Пежо в целом снисходительно относилось к увлечению дядюшки Армана, некоторым родственникам казалось, что он зря тратит деньги, которые можно вкладывать в выпуск традиционных для фирмы видов продукции. В апреле 1896 г. разногласия достигли апогея, и Арман, забрав свою долю капитала, создал в Одинкуре автомобилестроительную фирму Societe des automobiles Peugeot.
Конец позапрошлого века стал для него удачным: в 1900 г. на предприятии построили 500 автомобилей, и объемы выпуска росли. Хорошо складывалось и начало ХХ столетия. Самым заметным достижением того периода стала миниатюрная модель Bebe, представленная на автомобильном салоне в Париже в 1904 г. Благодаря феноменальному коммерческому чутью Арман Пежо одним из первых в мире осознал неисчерпаемый потенциал этой категории автомобилей.
Родственники же признали, что Арман был прав, только в 1903 г. и тоже развернули выпуск машин под маркой Lion Peugeot. Несколько лет фирмы работали параллельно и объединились в 1910 г. После этого предприятие стало расширяться, и уже в следующем году в Сошо был возведен новый завод.
Одним из самых знаменитых автомобилей фирмы Peugeot того периода стала модель Bebe второго поколения, сконструированная Этторе Бугатти. Машина имела 4-цилиндровый двигатель в 10 л.с. и, несмотря на “детский” размер, оснащалась как ее “взрослые” собратья. Bebe демонстрировалась на автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в 1913 г. и очень понравилась императору Николаю II. Спустя пару месяцев такой автомобиль был приобретен для наследника российского престола царевича Алексея, который катался на нем по дорожкам дворцового парка.
В 1913 г. Peugeot произвела более 9,3 тыс. автомобилей, в 1914 г. – 10 тыс. На ее заводах работало более 2,5 тыс. человек. Перед началом Первой мировой войны компания входила в число крупнейших автомобилестроительных фирм Франции, а заботами Армана Пежо на предприятиях внедрялись современные для того времени системы производства.
Рост фирмы был замедлен начавшейся войной, а в 1915 г. она понесла огромную утрату – ушел из жизни Арман Пежо, со смертью которого закончилась целая эпоха в истории компании. Однако эта утрата не отразилась на деятельности фирмы, она продолжила выпуск машин.
Автомобили Peugeot постоянно совершенствовались. Так, в 1932 г. на них впервые появилась независимая передняя подвеска, в 1935 г. пошел в продажу Peugeot 402 с двигателем мощностью 65 л.с. и обтекаемым кузовом, в 1937-м появился Peugeot 402 B, верх которого поднимался при помощи электромотора всего за 15 секунд. В 1938 г. покупатели познакомились с моделью 202, выпуск которой ознаменовал собой переход к новому поколению автомобилей – более экономичных, комфортабельных и технически совершенных.
Вторая мировая война нанесла компании серьезный урон, так как районы основного производства располагались рядом с германской границей и были оккупированы очень быстро. А в конце войны нацисты взорвали заводы Peugeot, вывезя с них все более-менее ценное оборудование.
В 1945 г. началось восстановление компании. Основным стал завод в Сошо, где работало около 9,5 тыс. человек. К концу следующего года из стен предприятия вышло более 14 тыс. автомобилей – довоенных Peugeot 202. Одновременно велась разработка новой модели, и в 1948 г. она пошла в серию под индексом 203.
В 1950 г. фирма превысила довоенный уровень выпуска машин, а несколькими годами позже порадовала поклонников и более серьезным автомобилем – Peugeot 403, который оснащался 4-цилиндровым 65-сильным двигателем. Кстати, эта машина была первой, спроектированной для Peugeot на стороне – в итальянском дизайн-ателье Pininfarina. Модель оказалась удачной и выпускалась до начала 60-х годов, а затем была заменена более совершенным Peugeot 404, заслужившим репутацию “бессмертного автомобиля”.
Конец 50-х ознаменовался выходом Peugeot на американский рынок. Компания выдерживала курс на ежегодное расширение сбыта, а для этого каждые четыре-пять лет должна была представлять новую модель. В 1965 г. в гамме фирмы появился первый в ее истории автомобиль с передним приводом – Peugeot 204, ставший самым скоростным в своем классе.
На протяжении 60-х годов компания продолжала успешно развиваться, а в середине 70-х произошло событие, которое вывело ее в ряды крупнейших автопроизводителей Европы: образовалась ассоциация Peugeot-Citroen. Чуть позже в ее состав вошел и французский филиал американского концерна Chrysler с головным заводом в Пуасси. Это объединение сделало компанию более конкурентоспособной.
Сегодня PSA Peugeot Citroen – это современный концерн с филиалами по всему миру, включая Россию. В 2013 г., несмотря на кризис, он продал почти 2,2 млн автомобилей, из которых на марку Peugeot пришлось более 1,5 млн.