В апреле 1964 г. чешская автомобилестроительная компания Skoda начала производство модели Skoda 100 MB. Отмечая 50-летие этого события, мы решили вспомнить всю историю популярной марки

История бренда Skoda тесно связана с деятельностью другой автомобильной компании – Laurin & Klement в чешском городе Млада-Болеслав. Именно она после объединения в 1925 г. с машиностроительным заводом Skoda стала основой нынешнего предприятия.

А начиналось все в 1894 г., когда чешский книготорговец Вацлав Клемент приобрел велосипед дрезденской фирмы Seidel & Naumann. Покупкой он был доволен, но однажды машина сломалась. Пришлось писать в местный филиал производителя по поводу починки. Каково же было удивление Клемента, когда он получил письмо, небрежно написанное карандашом на немецком языке, где говорилось буквально следующее: “Для получения ответа просим обращаться на понятном для нас языке”.

Клемент воспринял это как удар по национальному достоинству и решил сам заняться выпуском велосипедов. Вскоре он познакомился с механиком Вацлавом Лаурином, и в 1895 г. появилась фирма Laurin & Klement (L&K), начавшая выпуск велосипедов под маркой Slavia. Роли компаньонов были четко разграничены: Лаурин занимался технической стороной дела, Клемент – коммерческой. Сначала предприятие занимало площадь всего 120 кв. м, но дела шли в гору, и вскоре оно расширилось.

В 1898 г. во время поездки в Париж Клемент увидел мотоциклетку братьев Вернер и предложил компаньону наладить выпуск моторной техники. Тот согласился, усовершенствовал аппарат, и из ворот завода стали выходить мотоциклы. Конструкция оказалась столь удачной, что первую же партию из 150 машин приобрела английская фирма Hewetson.

Вскоре партнеры решили попробовать себя в производстве автомобилей. Первый экземпляр появился 1901 г. При этом предприятие постоянно укрупнялось, и в 1905 г., когда начался серийный выпуск модели Voiturett, оно уже занимало площадь 8000 кв. м. Продукция Laurin & Klement пользовалась хорошим спросом во всей Австро-Венгерской империи, поскольку была прочной, надежной и неприхотливой. В 1906 г. модели Laurin & Klement завоевали Gran Premio на автомобильной выставке в Милане, получив международную известность. Год спустя предприятие акционировалось, вновь расширило производство и стало отправлять продукцию на экспорт. Ее знали в Черногории, Италии, России и даже Японии.

К 1910 г. L&K превратился в крупнейшее в стране и одно из самых больших в Европе автомобильных предприятий, выпускавших легковые и грузовые машины. В 1912 г. фирма получила “Приз австрийской автомобильной промышленности”, присуждавшийся наиболее серьезным производителям, а перед Первой мировой марка имела филиалы в Европе, Азии, Африке и Южной Америке.

Смена имени

После окончания войны Австро-Венгерская империя исчезла, на ее месте образовалось несколько государств, одним из которых стала Чехословакия. Но мир не принес европейцам процветания. Экономический кризис не обошел и Laurin & Klement, хотя компания сумела выжить. Уже в 1919 г. она возобновила выпуск машин, а в начале 20-х годов сделала первые шаги к восстановлению позиций на международных рынках. Ее представительства открылись в Софии, Варшаве, Амстердаме и Рио-де-Жанейро, продукцию чешской марки можно было встретить на дорогах многих стран – от Японии до Мексики и Бразилии.

Так продолжалось до 1924 г., когда L&K вновь попала в тяжелое положение. Сбыт продукции падал, приходилось прилагать титанические усилия, чтобы сохранить фирму. Возможно, это удалось бы сделать, но случившийся на заводе пожар похоронил все надежды. Было решено прибегнуть к помощи со стороны.

Крупнейшим машиностроительным предприятием Чехословакии в то время были заводы Skoda в городе Пльзень, где выпускали оружие, двигатели и судовое оборудование. С ними в 1925 г. и объединилась Laurin & Klement. Причем после слияния компаний автомобили из Млада-Болеслава по-прежнему несли на себе марку L&K, но в 1929 г. ее заменили на Skoda. Новые капиталы позволили модернизировать заводы и ввести на них принципы массового производства. А основатели предприятия Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент после объединения, увы, отошли от дел.

В 1930 г. в концерне Skoda появилось автомобильное отделение Akciova spolecnost pro automobilovy prumisl, где работало 4250 человек. Одной из самых известных моделей этого подразделения стала Skoda Type 420, представленная в конце 1933 г. С точки зрения инженерии это была выдающаяся для своего времени машина, послужившая основой для целого семейства моделей. Год спустя мир удивила Skoda 420 Popular, конструкцию которой называли революционной. Следом вышла спортивная версия Rapid, в среднем классе появилась модель Favorit, а в классе престижных авто – Superb с 6- и 8-цилиндровым моторами. Все они получили широкое распространение благодаря традиционно хорошему соотношению цены и качества. Однако развитие марки было прервано Второй мировой войной, в ходе которой она сильно пострадала, и производство пришлось приостанавливать.

Жизнь продолжается

Несмотря на тяжелое состояние, уже к первому послевоенному лету в Млада-Болеславе удалось наладить выпуск модели Skoda 1101. При этом предприятие было выделено из “Заводов Skoda” в Пльзени и переименовано в Automobilove zavody, narodni podnik (AZNP). При этом бренд Skoda решили сохранить, а производство даже укрупнилось за счет присоединения к нему заводов в городах Квасины и Врхлаби.

В 1945 г. появилась первая послевоенная машина – Skoda 440, ставшая основой для моделей 445, 450, 1202, а также для Skoda Octavia и Felicia, выпускавшихся до 1964 г., когда был возведен новый завод мощностью 120 тыс. автомобилей в год. Однако предприятие подстерегала новая беда. С вхождением Чехословакии в социалистический лагерь ее промышленность начала отставать от мирового уровня, поскольку технические и культурные связи с Западной Европой были утеряны. Таким образом, в эпоху социализма Skoda отстала в техническом отношении от мирового автомобилестроения, но после распада ЧССР интерес к предприятию проявил концерн Volkswagen.

Договор о слиянии Skoda и Volkswagen вступил в силу 16 апреля 1991 г. Вкладом чешской стороны стали активы и производственные площади, немецкий партнер вкладывал деньги и технологии. Параллельно с реструктуризацией компания приступила к созданию собственных дилерских и сервисных сетей. Базой для дальнейшего развития предприятия стала модернизация серии Favorit/Forman: в общей сложности в ее конструкцию было внесено около 800 изменений, что существенно повысило качество, надежность и привлекательность автомобилей. Ныне же модельный ряд чешского бренда с технической точки зрения во многом базируется на конструкциях других машин немецкого концерна. При этом автомобили Skoda сохраняют свою самобытность не только в дизайне, но и в компоновке, эргономике, некоторых инженерных решениях. 

Логотип марки не раз менялся. Но нынешний – крылатая стрела в круге – начали использовать еще в 1926 г. С тех пор он и сохранился, хотя и претерпел ряд изменений. У этой эмблемы есть и трактовка: большой круг – это универсальность производства, совершенство продукции, земной шар; оконечность птичьего крыла – технический прогресс, размах программы производства и продажи продукции по всему миру; стрела – прогрессивные методы производства и высокая производительность; наконец, глаз – точность производства и широта взглядов.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 0