Электричество или бензин?

– БЛИЖАЙШИЕ лет десять торговцы углеводородами могут спать спокойно, – полагает президент подразделения бензиновых систем “Bosch” Вольф-Хединг Шайдер. – Доминирующему положению двигателей внутреннего сгорания пока ничто не угрожает. Тем более что, по нашим прогнозам, в скором времени “аппетит” автомобилей уменьшится на четверть, а то и на треть. То есть машина компактного или гольф­класса сможет проехать сотню километров всего на трех литрах топлива.. Тем не менее рост цен на нефть и все более жесткие требования экологов побуждают нас всерьез обратить внимание на электрический привод.

Перспективы у электромобилей и впрямь довольно радужные. По оценкам инженеров компании “Bosch”, автомобиль с электромотором в 3,2 раза эффективнее расходует энергию, чем бензиновый, и в 2,4 раза “экономичней” гибридов.

В планах “Bosch” – объединить навигацию со многими встроенными датчиками автомобильной электроники.

К тому же, европейцы вполне, похоже, морально созрели для того, чтобы пересесть в машины “на батарейках”. Одна проблема: как рассказал президент “Bosch Automotive Group” Бернд Бор, опросы потенциальных покупателей в Германии показывают, что их устроил бы пробег электромобилей не менее 200 км. Однако аккумулятор, способный обеспечить такое количество энергии, будет весить не меньше 250 кг и стоить примерно 8.000-12.000 евро – почти как сама малолитражка.

На сегодняшний день, по мнению представителей компании, подружить электромотор с серийным автомобилем можно, лишь используя гибридный привод. В частности, в будущем году увидят свет внедорожники “VW Touareg” и “Porsche Cayenne”, где используются технологии “Bosch”. Однако разработчики не отрицают, что обеспечить взаимодействие двух моторов разного типа, трансмиссии и электронных систем – и очень сложно, и весьма накладно.

Следующей ступенькой к электромобилю Вольф-Хединг Шайдер считает гибрид, у которого колеса вращает только электромотор, а небольшой бензиновый двигатель приводит в действие генератор, подзаряжая батареи. Преимущества такого тандема очевидны. Он не слишком сложен по конструкции, а значит, будет более дешевым, чем уже распространенные модели, кроме того, он легче и компактнее. Оборотная сторона медали – невысокая отдача этой связки моторов: скорость такого автомобиля не превышает 100 км/ч. Впрочем, этого достаточно для большинства европейских городов, где действует ограничение до 50 км/ч…

Заглядывая на несколько лет вперед, специалисты так описывают типичный электромобиль 2015 года: вес – не больше тонны; 40-киловаттный двигатель; скорость – до 120 км/ч. В качестве источника энергии будут использоваться литий­ионные батареи, знакомые всем по сотовым телефонам и карманным компьютерам. Они достаточно легки, компактны и рассчитаны на многократные перезарядки. (Сейчас в гибридах используются никель-металлогидридные элементы, потенциал которых на сегодняшний день уже исчерпан.) Разумеется, через несколько лет электромобили все еще будут “белыми воронами” среди бензиновых и дизельных собратьев.

Навигация экономит и спасает

Навигатор будущего сможет не только вести по маршруту, но и предупреждать о возникших опасностях на дороге, а также помогать экономить топливо.

ПЕРВЫЙ в мире серийный навигатор появился ровно 20 лет назад. Это была бошевская модель “TravelPilot IDS”, которая выпускалась под принадлежащим концерну брендом “Blaupunkt”. С тех пор принципиально мало что изменилось – по-прежнему основной задачей навигационной системы остается прокладка оптимального маршрута между двумя точками. Разве что добавилась функция определения и объезда дорожных заторов. По мнению специалистов, этого мало: если уж электронный штурман стал частью автомобиля, то “обязанностей” у него должно быть намного больше.

Вице­президент подразделения мультимедийных систем “Bosch” Дирк Хохайзель рассказал, что в скором времени планируется объединить навигатор с датчиками автомобильной электроники. Допустим, впереди крутой поворот, но автомобиль едет слишком быстро и может не удержаться на вираже. Датчик скорости подает тревожный сигнал электронному штурману, и тот не только информирует водителя о повороте, но и советует снизить скорость. А если ситуация реально опасная, электроника сама на всякий случай приведет в “боевую готовность” преднатяжители ремней и тормозную систему.

Кроме того, уже к 2012 году намечено использовать данные навигатора для управления работой фар, в частности, переключения ближнего и дальнего света в зависимости от того, едете ли вы по улице или загородному шоссе.

А еще электронный штурман способен экономить топливо и уменьшать загрязнение воздуха выхлопами. Ведь ему известны все улицы на маршруте с их перекрестками, подъемами, разнообразным покрытием, а также есть информация о заторах. Соответственно система может рассчитать путь с минимумом остановок и торможений – экономичный и экологичный. Это не фантастика, такая функция уже внедрена в мультимедийную систему “Connect”, которую мы вскоре увидим на автомобилях “Nissan”. А уже в 2010 году при расчете экономичного маршрута автомобиль будет учитывать (пока в виде эксперимента) индивидуальную манеру вождения.

В более отдаленной перспективе навигатор станет помогать электрическим и гибридным автомобилям – если, скажем, пора подзарядить батареи, то можно вывести машину на дорогу, где есть несколько длинных спусков, чтобы пополнить запас энергии путем рекуперации при торможении. Еще одна технология будущего – “геопривязка”, то есть описание транспортного потока и неподвижных объектов вокруг автомобиля. К примеру, радар раньше вас заметил стоящую на дороге аварийную машину – и сразу дал команду тормозной системе сбросить скорость. А попутно отослал сообщение в городскую систему навигации, которая тут же оповестила о помехе следующих за вами водителей.

В общем, все идет к тому, что навигатор перестанет быть просто штурманом, а возьмет на себя часть обязанностей водителя. Конечно, вряд ли такая опека понравится азартным автомобилистам. Но машин в мире становится все больше, а топливо все дороже. Так что забота о собственной безопасности и кошельке у многих постепенно берет верх над желанием прокатиться с ветерком.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 6 7