Мода на электромобили гонит инвестиционную волну в сторону производства автомобильных аккумуляторов. Этот бизнес обещает стать очень прибыльным, хотя есть и значимые риски, связанные прежде всего с вероятностью появления новых прорывных технологий

Если у традиционных автомобилей ключевыми технологичными элементами конструкции являются двигатель и трансмиссия, то у электрокаров главная и самая дорогая часть – аккумулятор. И вокруг выпуска этой детали транспорта будущего разворачивается серьезная конкурентная борьба. Согласно свежему прогнозу международной аналитической компании Benchmark Mineral Intelligence, в ближайшие три года в мире будет построено как минимум два с половиной десятка новых заводов по производству аккумуляторов для электромобилей, а общий объем инвестиций в это направление к 2021 году достигнет 300 млрд долларов. Для сравнения: ежегодный мировой объем инвестиций в научно-исследовательские разработки автопрома оценивается на уровне «всего» 50 млрд долларов.

Китайцы рвутся в лидеры

Сегодня ключевыми игроками на мировом рынке производства батарей для электромобилей являются японские, корейские и китайские компании. Первая пятерка предприятий в этой области производит в общей сложности более 80% подобных аккумуляторов. В первую очередь это японская Panasonic, ставшая главным поставщиком для Tesla, а также корейские LG Chem и Samsung SDI, комплектующие продукцию Nissan, BMW, GM.

Но сильные позиции и у китайцев. Речь идет о таких компаниях, как BYD, которая имеет свое производство электромобилей и, соответственно, оснащает их собственными батареями, а также о Contemporary Amperex Technology Limited (CATL). Основанная в 2011 году, она всего за шесть лет смогла ворваться в группу ведущих глобальных производителей аккумуляторных батарей. Сегодня CATL комплектует французские модели Peugeot и Citroen, корейские Hyundai, продукцию многих китайских брендов, в числе которых Geely, BAIC, Foton, Yutong, SAIC и другие. И именно CATL объявила о наиболее амбициозных планах инвестиций в производство аккумуляторов. Компания обещает вложить в это направление 50 млрд долларов, желая стать мировым лидером по выпуску аккумуляторных батарей.

Впрочем, ближайшие соперники тоже не готовы уступать. Так, Panasonic также заявляет об инвестициях, которые к 2021 году достигнут 40 млрд долларов. Столь внушительные вливания связаны прежде всего с сотрудничеством японской компании с корпорацией Tesla, взявшей курс на строительство мощных заводов аккумуляторных батарей как в США, так и в других странах.

Свою лепту в общую копилку намерены внести и корейцы: компания LG Chem заявила, что в ближайшие три года инвестирует в развитие 34 млрд долларов, построив несколько новых крупных аккумуляторных заводов в Южной Корее и, возможно, в Европе. Другой корейский игрок – Samsung SDI – планирует вложить в свою производственную программу сумму куда более скромную, если таковой можно считать 9 млрд долларов.

В элиту производителей аккумуляторных батарей намерены пробиться и другие фирмы. Например, шведская Northvolt собирается в ближайшие пару лет построить несколько заводов в Северной Европе, вложив в них в общей сложности 32 млрд долларов. Решительно настроена и японская Automotive Energy Supply Corporation (AESC), которая представляет собой совместное предприятие компаний Nissan и NEC, планирующее инвестировать в течение ближайших трех лет в общей сложности 20 млрд долларов.

Им в затылок дышат опять же китайские компании. Так, Lishen декларирует инвестиции в развитие своих производственных мощностей в размере 20 млрд долларов. Столько же готов потратить и автомобильный бренд Great Wall. К другим заметным инвесторам в данном направлении относятся BYD (12 млрд) и Guangzhou Great Power Energy & Technology (GGPET, 10 млрд долларов).

Спрос не подведет

Насколько рискованны столь громадные вложения в аккумуляторное производство? С точки зрения ожидаемого спроса риски минимальны: многие эксперты убеждены, что спрос на батареи для электромобилей будет стремительно расти. К примеру, аналитическая компания Berenberg сообщает, что если по итогам 2016 года мировой спрос на аккумуляторы для машин составлял порядка 100 ГВт-ч, то к 2026 году он взлетит более чем в десять раз и превысит отметку 1100 ГВт-ч.

Об уверенности в экономической оправданности инвестиций в аккумуляторную отрасль свидетельствует и стремительный рост стоимости компаний, так или иначе связанных с этой индустрией. Например, акции японской Sumitomo Metal Mining, которая поставляет Panasonic катоды для аккумуляторов Tesla, только за прошлый год выросли почти на 40%. А акции японской Tanaka Chemical, также выпускающей компоненты для батарей, всего за несколько последних месяцев поднялись втрое. Повышается и стоимость предприятий, добывающих материалы для аккумуляторов. В частности, заметно подскочили в цене акции чилийской Sociedad Quimica y Minera de Chile, которая поставляет химикаты, литий и другие металлы, используемые в производстве литий-ионных батарей.

Спрос на аккумуляторы подстегивает стремительно растущее производство электромобилей. По итогам 2016 года среднее увеличение продаж электрокаров в мире составило 40%, по итогам же года ушедшего прирост составил уже около 50%. Конечно, в абсолютных величинах продажи «электричек» еще ничтожно малы, доля электрокаров сейчас составляет менее 1% от всего мирового авторынка. Но большинство аналитиков уверены, что в ближайшие годы распространение электромобилей будет стремительно увеличиваться, а через три десятка лет они полностью вытеснят с мирового рынка традиционные модели.

В частности, согласно оценкам аналитической компании Bank of America Merill Linch (BofAML), по предварительным итогам ушедшего года мировые продажи электромобилей выросли на 47% (с 492 тыс. в 2016-м до 724 тыс. в 2017-м). Таким образом, доля рынка электрокаров за последний год увеличилась с 0,5 до 0,8%. В текущем же году объемы продаж электромобилей уже перешагнут отметку 1 млн шт., а в следующем превысят 1,5 млн шт. (1,6% мирового рынка). В 2020 году будет продаваться уже 40 млн электрических машин (34% рынка), а в 2050-м общее число ежегодно продаваемых электромобилей достигнет впечатляющих 107 млн единиц, после чего на их долю придется уже 90% мирового автомобильного рынка.

Прорывные технологии

И все же угроза многомиллиардным инвестициям в производство аккумуляторов есть. Главные риски здесь связаны с вопросами технологий. Дело в том, что сейчас фаворитами гонки в аккумуляторном бизнесе считаются литий-ионные батареи, где переносчиком заряда является положительно заряженный ион лития. И хотя принципиального технологического прорыва в конструкции таких батарей не предвидится, они будут снижаться в цене за счет роста объемов выпуска и оптимизации производственных процессов. За последние пять лет стоимость 1кВт литий-ионной батареи уже упала более чем вдвое (с 400 долларов за 1 кВт в 2011 году до 186 долларов в 2016-м). И этот процесс продолжится. Так, аналитики BofAML предсказывают, что цена 1 кВт батареи в ближайшие 15 лет упадет вчетверо: со 167 долларов за кВт в начале текущего года до 120 долларов в 2020 году и 56 долларов в 2030-м.

Будут совершенствоваться литий-ионные батареи и конструктивно. Прежде всего из-за улучшения химических элементов, в результате чего в среднем пробег электромобиля, как прогнозируется, увеличится к 2030 году с нынешних чуть более 200 до 440 км.

Впрочем, не исключена и возможность того, что литий-ионные батареи вытеснит другая перспективная технология, которая перевернет сегодняшнее состояние электромобильной промышленности. Многие возлагают надежды на так называемые твердотельные аккумуляторы, где жидкие электролиты, используемые в литий-ионных аккумуляторах, заменены твердыми. Твердотельные аккумуляторы как минимум вдвое превосходят литий-ионные батареи по своим характеристикам, однако пока гораздо более дороги в производстве. Тем не менее несколько компаний заявляют, что намерены выпускать электрокары в будущем именно на этом типе батарей. К ним, в частности, относится известный британский производитель… пылесосов Dyson, планирующий стать крупным производителем еще и электромобилей.

Другое перспективное направление – батареи, в которых вместо графитовых анодов задействованы кремниевые нанопровода. Не менее многообещающим решением выглядит и разработка батарей с покрытыми серой пористыми углеродными нанопроводами с электролитическими добавками. Перспективными можно назвать и литий-воздушные аккумуляторы, где в качестве окислителя применяется кислород, а также батареи с анодами из олова. Все эти технологии могут кардинально изменить потребительские свойства аккумуляторов: например, литий-воздушные батареи гораздо легче и могут хранить в пять раз больше энергии, чем литий-ионные.

Конечно, пока производство перспективных типов батарей чрезвычайно дорого. Но все же нет сомнений, что оптимальная технология выпуска аккумуляторов для электрокаров будет найдена. А планы огромных инвестиций в эту отрасль говорят о том, что все мы в будущем наверняка станем ездить именно на электрических машинах. Хотя и не сразу – лет этак через 30.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 5 2 9