Насколько подорожают новые автомобили в ближайшее время? Вопрос не праздный: именно ценовой фактор во многом будет определять развитие рынка в 2015 г. Уже сейчас ясно, что лучше всего сдерживать рост цен получится на автомобили, производимые в России

Рухнувший курс рубля заставил вздрогнуть российский автомобильный рынок. За последний год национальная валюта обесценилась более чем на треть, что вынудило продавцов многих товаров переписывать ценники в сторону более крупных цифр. Неизбежно растут цены и на автомобили.

Согласно данным компании «Автостат», уже к концу осени 2014 г. сразу 24 автомобильных марки пересмотрели в России свою ценовую политику в сторону увеличения. Однако до сих пор повышение цен нельзя было назвать значительным – о том, чтобы в строгом соответствии с курсом рубля поднять цены на треть, пока и речи не идет. Некоторые премиальные бренды подняли свои цены на 10%, на 5–7% увеличили стоимость своих машин бюджетные марки.

Впрочем, в 2015 г. подорожание автомобилей продолжится. Аналитики говорят о том, что первая волна роста цен может случиться в феврале, после того как закончатся новогодние акции. Вторая скорее всего придется на весну, когда складские запасы машин прошлого модельного года окончательно закончатся и на рынок начнут поступать авто, закупленные по новым ценам.

Волшебство локализации

Стоит отметить, что все последние годы ценовые показатели на российском автомобильном рынке растут: за минувшие семь лет средняя цена нового автомобиля увеличилась почти в два раза – с 498 тыс. рублей в 2007 г. до 993 тыс. рублей в 2014 г. (график 1). При этом самым дорогим брендом у нас остается Mercedes-Benz – средняя цена его моделей составляет 3,6 млн рублей. При этом самая доступная марка отнюдь не отечественная Lada – это корейская Daewoo со средней розничной стоимостью 396 тыс. рублей (график 2).

Какие из брендов в новом году покажут максимальный ценовой рост? Однозначно можно прогнозировать, что выше всего взлетят цены на импортируемые автомобили. Например, специалисты «Автостата» прочат их повышение на 20–25%. А вот те машины, которые производятся на территории России, подорожают не так существенно. Тот же «Автостат» прогнозирует, что иномарки, собираемые в нашей стране, вырастут в цене на 10–15%. При этом традиционные российские бренды, прежде всего Lada, и вовсе уложатся в 10-процентный предел подорожания.

Связано это в первую очередь с уровнем локализации производства. У традиционных российских производителей она исторически высокая: АвтоВАЗ заявляет, что на сегодня 80% комплектующих для своих машин компания закупает в России.

Мнение профессионала

Михаил Кузьмин, руководитель отдела продаж Ford компании «Авилон»

Сейчас сложно прогнозировать, как будет вести себя рубль в новом году по отношению к иностранной валюте. На рубль уже давно напрямую перестала влиять цена на нефть, речь идет о геополитической ситуации. Поэтому думаю, что следует ожидать существенного роста цен на продукцию абсолютно всех брендов, но больше всего, разумеется, подорожают машины тех компаний, у которых нет своих заводов в России. В 2015 г. наиболее привлекательной для покупателей станет возможность приобрести автомобиль с так называемым «прайс-протекшн». В эту категорию попадают автомобили 2014 года выпуска или те, которые дилеры успели выкупить у производителя по старым ценам. В таких случаях стоит обращаться к наиболее крупным дилерам, так как их склады позволяют удовлетворить такой спрос.

Подтягиваются к этой планке и выпускаемые в России иномарки, ведь наше законодательство обещает льготы тем производителям, которые в максимальной степени используют местные комплектующие. Так что средний уровень локализации у иностранных автокомпаний сейчас уже достаточно высок – он находится на уровне 45%. Разумеется, есть среди них свои рекордсмены: например, производство ветерана российской сборки Renault Logan локализовано уже на 75%, а самого популярного бюджетного кроссовера Renault Duster – на 66%. Корейский Hyundai заявляет, что производство его продукции на предприятии под Питером локализовано почти на 50%. По Ford Focus, выпускаемому во Всеволожске, этот показатель равен 30%. Чуть хуже обстоят дела с Toyota: заявлено, что степень локализации производства этих японских машин в России составляет примерно 20%, хотя у еще одной японской марки, Mitsubishi, уровень локализации производства под Калугой модели Outlander и того меньше – всего 10%.

Затянуть пояса и переждать

Словом, в ценовой борьбе выиграет тот, кто смог в максимальной степени наладить сборку машин из российских комплектующих, которым не так страшны колебания курсов валют. Кстати, производимые в России авто уже и так занимают существенную долю рынка: по последним оценкам, она уже превысила отметку 70%.

При этом иностранные и российские автозаводы в стране в среднем загружены менее чем на 60% от своего потенциала. Наблюдатели говорят о том, что в России на уже существующих производственных мощностях вполне можно выпускать более 3 млн автомобилей в год, то есть с лихвой покрывать весь спрос на новые машины!

Да, существуют премиальные марки, объемы продаж которых в России в штучном выражении невелики и которым нет смысла открывать в нашей стране свои производства. К тому же, скорее всего, модели премиум-брендов в России будут покупать и с 25-процентным подорожанием. А вот что касается массовых автомобильных марок, то тут явно на высоте оказываются те, кто успел открыть на российской территории собственные производственные мощности.

Мнение профессионала

Татьяна Форнасова, директор дилерского центра «Тойота Центр Ясенево» ГК «Рольф»

На ценовую политику производителей основное влияние будут оказывать курс рубля и экономические показатели. При этом очевидно, что повышать цены пропорционально девальвации ни один производитель пока не станет – это просто парализует рынок. Определенное влияние на ценообразование также окажет структура спроса на автомобили: более популярные модели будут расти в цене заметнее. К примеру, в России сейчас популярны кроссоверы, и можно предположить, что повышение цен на них будет более существенным. Компаниям, у которых есть в России производство, легче сдерживать цены. Но как это им удастся, зависит от стратегии каждого конкретного производителя и уровня локализации. При этом очевидно, что подорожание коснется всех моделей, в том числе российской сборки, ведь значительная часть их комплектующих все равно ввозится из других стран.

Посмотрим, какие марки уходят из России. В 2014 г. наш рынок покинули SEAT, Dodge, Luxgen. Как раз те, кто не смог наладить в России свое массовое производство. Поговаривают, что в очереди на выход и Fiat, который в свое время поссорился с российским партнером – компанией Sollers, и теперь продажи этих итальянских машин у нас сокращаются.

Ну а чистым импортерам придется волей-неволей повышать цены на свою продукцию. Хотя, наблюдая за тем, что все-таки цены на премиальные авто не выросли на треть (то есть на столько же, на сколько упал рубль), можно предположить, что работающие в России иностранные компании все же имеют возможность затянуть пояса и получать менее высокую прибыль.

Вполне вероятно, что ключевые участники рынка в новом году согласятся уменьшать свою маржу в обмен на то, чтобы сохранить свои позиции на рынке. Ведь все убеждены, что с таким низким уровнем автомобилизации населения, как у нас, в долгосрочной перспективе продажи новых машин в России все равно будут расти. И выиграет тот, кто сейчас согласится потерпеть, не станет резко повышать цены, но зато через год-два с лихвой окупит свои убытки. 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 1