Появление беспилотных машин-роботов на дорогах неизбежно. Но как будет проходить процесс их адаптации к реальности, полной непредсказуемых и вполне живых людей со всеми их эмоциями и неадекватностью? Кто в этих ситуациях должен уступать?

Вот недалекое будущее, которое нам рисуют и футуристы, и автопроизводители, и IT-компании. …Вышел из дома, сел в автомобиль (простите, электромобиль, конечно), но не за руль! Ты – пассажир: кофе, планшет, свежая пресса. Доехал до работы, машина сама отправилась на парковку, а вечером по команде со смартфона встретит тебя у дверей офиса… Красота!

Впрочем, пока развитие IT-технологий в автомобилях идет неспешно, производители не торопятся внедрять последние новинки гаджетов, хотя и обещают заманчивые перспективы, демонстрируя их на концепт-карах и в видеороликах. Однако плотина их консерватизма все же рухнет и мы увидим поток интересных и современных технологий уже на серийных моделях. Как это может выглядеть?

Итак, в ближайшие два-три года встроенные навигационные системы совершат качественный рывок. Если сейчас это, по сути, просто экран с устаревшей картой, то развитие технологий позволит им стать полноценным помощником как для водителя, так и для автомобиля. Постоянно обновляемые «по воздуху» в фоновом режиме карты, огромные массивы сопутствующих данных – о светофорах, знаках, пробках, закрытых на ремонт полосах движения. Все это потребует не только модификации самих устройств, но и серьезной работы по обеспечению этими данными.

Затем, через три – восемь лет, сама дорожная инфраструктура включится в обмен информацией. Светофоры начнут сообщать о своем сигнале и водителю, и  автомобилю. В это же время станет массово внедряться стандарт обмена информацией между машинами на основе единого протокола (его разрабатывает консорциум Car 2 Car Communication), и скопление транспорта в пробке за поворотом сможет предупредить подъезжающие авто о том, что пора сбросить скорость.

А как же человек? Мы так же будем крутить руль и жать на педали? Не уверен. Экологические нормы и пробки к тому моменту окончательно убьют все удовольствие от этого процесса, ведь даже сейчас молодежь рассматривает процесс управления машиной скорее как досадную помеху общению в соцсетях.

Все электронные нововведения станут огромным подспорьем для повышения самостоятельности автомобиля на дороге. Роботу уже не придется быть одиноким воином в толпе враждебных, непонятных и непредсказуемых биологических организмов, так и норовящих проскочить на красный или не включающих поворотники. Робот не будет ждать, пока у впередиидущей машины включатся стоп-сигналы – он сможет точно знать, с каким ускорением или замедлением этот автомобиль движется, поскольку тот сам об этом и расскажет.

Похоже, роботы, поначалу притворявшиеся нашими помощниками, выгонят нас из-за руля довольно скоро. Хотя пока есть ряд проблем не технического свойства. Например, кто должен оплачивать повреждения в случае ДТП – водитель? Но он, по сути, пассажир. Производитель софта? Или «железа»? Думаю, за оставшееся время эти вопросы будут решены. Тем более что за счет радикального снижения количества ДТП и травматизма государства сэкономят такое количество денег, что часть из них вполне можно будет потратить на создание фонда компенсации ущерба.

Есть и вопрос с процедурой допуска роботизированных моделей на дороги. Сейчас человек сдает экзамен на права, а автомобиль проходит сертификационные испытания. Но какие экзамены должен сдавать робот? Не окажется ли на дороге общего пользования повозка с кустарным «софтом», написанным «на коленке» и не способным справиться с чрезвычайной ситуацией? Впрочем, и эту проблему можно решить, создав универсальные протоколы испытаний. Они должны проверять поведение машин во всех возможных ситуациях – сначала  в виртуальном мире, потом на полигонах.

Но все это будет позже. А пока требуется длительный период, предшествующий полной автоматизации движения. Ведь в один день весь старый автопарк на свалку не отправишь и каждому водителю по роботизированному авто взамен не выделишь. Придется существовать бок о бок – нам, несовершенным, но опытным людям, и молодым, но стремительно умнеющим роботам. Аварии при этом неизбежны. Вспомним хотя бы ДТП, в которое попал беспилотник Google, не поделивший полосу с автобусом при объезде небольшого препятствия: водитель автобуса просто «не прочитал» маневр легковушки.

И до тех пор, пока роботов на дорогах не станет больше некоторой определенной доли, количество таких аварий с последствиями разной степени тяжести будет много. Именно этот период окажется самым трудным как для законодательной, исполнительной и судебной власти (представьте себе «дело о ДТП: Джон Смит против Google»), так и для участников движения. А до какой степени долгим и сложным получится этот период, зависит от того, насколько эффективно искусственный интеллект сможет учитывать непредсказуемость одушевленных соседей по потоку и как быстро мы, водители, научимся уважать беспилотные транспортные средства. Сколь бы совершенным ни оказался «синтетический» водитель, в своем поведении он все равно будет отличаться от людей, и нам придется в эту реальность встраиваться.

Так что будьте внимательнее к роботам – придется с ними одни дороги делить.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 1