Хотя продажи новых машин в России падают, автопарк страны растет. Даже в условиях жесткого кризиса на рынке автомобилей в нашей стране в ближайшие два-три года станет больше, чем в Германии, и по этому показателю мы будем первыми в Европе

Неуклонная автомобилизация России выражается во впечатляющем росте ее автопарка, который в последние годы демонстрирует нешуточную динамику. По данным агентства «Автостат», за последние десять лет общее число колесящих по российским дорогам машин выросло почти в два раза, а если считать за два десятилетия, то в четыре. Если в 1994 г. в стране насчитывалось менее 11 млн личных легковых транспортных средств, то в 2005-м этот показатель достиг 25 млн, а в нынешнем превысил отметку в 41 млн единиц (см. график 1).

Такой бурный прирост немыслим для развитых европейских стран. За те же десять лет автопарк Германии увеличился менее чем на 10%, Италии – примерно на 5%, Франции и Великобритании – и того меньше. Подобная динамика в России обусловлена все еще крайне низким уровнем автомобилизации населения: если в Германии или Франции на каждую тысячу жителей приходится 500–600 машин, то у нас этот показатель, как известно, вдвое ниже – менее 300.

Наших бьют!

Наряду с общим ростом отечественного автопарка весьма любопытно трансформируется и его структура. Здесь наиболее впечатляюще выглядит прирост доли иномарок.

Конечно же, на заре становления российского автомобильного рынка, когда буквально каждая зарубежная машина вызывала повышенный интерес сограждан, доля иномарок была ничтожной. Сегодня «Автостат» напоминает, что в 1995 г. в России было зарегистрировано только 600 тыс. машин иностранного производства, то есть чуть более 5% от всего парка страны. В начале 2000-х эта доля увеличилась до 15% (свыше 3 млн единиц), а сейчас она достигла уже 55%, что составляет 22,5 млн штук. То есть если общее количество автомобилей на дорогах за 20 лет выросло вчетверо, то число иномарок – почти в 40 раз!

Какие же автомобили предпочитают россияне? С самого начала наступления иномарок лидирующие позиции удалось занять японским компаниям: сегодня среди зарубежных брендов из Страны восходящего солнца занимают почти 40% (в абсолютном исчислении это более 9 млн машин, см. график 2). Среди них безусловным лидером является Toyota (3,6 млн машин), вслед за которой располагается Nissan (1,8 млн). Понятно, что существенная доля «японок» обосновалась на Дальнем Востоке в виде праворульного секонд-хенда, в свое время массово завезенного в этот регион.

Следом за японскими идут автомобили европейских марок – их в общей сложности зарегистрировано 6,5 млн единиц, или около 30% сегмента иномарок. Наиболее распространенными в нашей стране стали такие бренды, как Renault, который имеет в России автопарк в почти 1,3 млн единиц, а также Volkswagen (1,27 млн) и Opel (873 тыс. машин).

Мнение профессионала

Дмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка логистической компании ПЭК

Главное отличие российского автопарка от европейского – возраст и техническое состояние эксплуатируемого транспорта. Так, средний возраст грузовиков в нашей стране составляет 18,9 года. А если рассматривать отдельно сегменты отечественных (в том числе из СНГ) и иностранных марок, то их средний возраст – 20,5 и 12,1 года соответственно. Некоторые небольшие компании и предприниматели не торопятся менять и даже ремонтировать свой автопарк, поэтому в российских городах можно увидеть очень старые машины не в лучшем состоянии. Во многом это связано с тем, что транспортный бизнес у нас далеко не всегда рентабелен и стабилен, поэтому часто покупатели стараются вложить в приобретаемые коммерческие автомобили минимум средств. Нередко мелким игрокам рынка просто не хватает денег на покупку новых машин, а их бизнес не обеспечивает должных объемов. У многих небольших компаний нет потребности в новом автопарке, они могут выгодно купить старый европейский автомобиль и в течение долгого времени ремонтировать его самостоятельно.

Третье место заняли корейцы – им в совокупности принадлежит 15% парка иномарок, или 3,5 млн единиц. Среди них 1,4 млн – это модели Hyundai и 1,2 млн Kia. Причем корейским маркам именно в последнее время удалось оттеснить американских автопроизводителей, чей «легион» составляет около 3 млн штук (13% сегмента иномарок). При этом половина «американского пирога» приходится на Chevrolet (1,5 млн штук), вслед за которым идет Ford с показателем 1,21 млн

Вместе с тем в российском парке машин уже активно прорастают и китайские «деревья» – сейчас их в общей сложности насчитывается примерно 500 тыс., что, разумеется, в общем соотношении пока незначительно – чуть более 2%.

Если же анализировать автопарк по российским регионам, то здесь все предсказуемо: максимум машин зарегистрировано в Москве (свыше 3,8 млн). На втором месте Санкт-Петербург (более 1,6 млн штук), далее идут Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Самара, в которых численность легковых машин составляет 400–450 тысяч. Больше всего зарубежные модели любят на Дальнем Востоке (в таких городах, как Находка, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск на них приходится свыше 90% парка). При этом в той же Москве или Питере иномарки занимают более скромную долю – около 75%. 

Пора на пенсию

Бурный рост автомобилизации – это, конечно, хорошо. Однако помимо положительных показателей прироста у российского автопарка есть и менее приятные характеристики, связанные, в частности, с возрастом эксплуатируемых автомобилей. По сравнению с развитыми странами наш парк крайне устарел. Средний возраст автомобиля в России составляет 12 лет, в то время как, скажем, в Германии этот показатель куда ниже – 8,7 года.

Согласно статистике, возраст почти каждого второго авто в России сейчас уже перевалил за десять лет – на долю машин, произведенных до 2005 г., приходится 48,9% от общего парка. Для сравнения: в среднем в Европе доля «десятилеток» и старше составляет 37%. И наоборот, доля легковых моделей в возрасте от пяти до десяти лет в собственности россиян достаточно мала – всего 23%, в то время как среднеевропейский показатель колеблется в районе 32%. И только новых машин (в возрасте до пяти лет) в структуре парка нашей страны уже почти столько же, как в Старом Свете – 27 и 30% соответственно.

Мнение профессионала

Татьяна Луковецкая, генеральный директор компании «Рольф»

Притормозить, но все-таки не остановить падение рынка помогли меры господдержки. Фактически они сейчас определяют состав будущего автопарка страны: запуск льготной программы автокредитования с ограничением стоимости автомобиля в 1 млн рублей заметно стимулировал спрос на доступные модели отечественной сборки. Теперь все ждут расширения действия этой программы до 1,5 млн рублей, что явно поддержит продажи автомобилей среднего ценового сегмента, а особенно кроссоверов. Надо понимать, что меры поддержки автопрома спасают не только автопроизводителей и дилеров, но и запускают цепную реакцию по восстановлению смежных отраслей всей экономики. Кредитование и лизинг – локомотивы продаж автомобилей во всем мире. В России широкому распространению этих схем приобретения машин мешает не только низкая финансовая грамотность населения, но и высокая стоимость денег, что находит отражение в уровне кредитных ставок. Субсидирование автокредитов и лизинга – самый эффективный способ оказать поддержку отрасли, четко выделяя целевые сегменты авторынка.

Причины столь «пожилого» возраста парка машин в России очевидны. Они связаны с проблемами развития рынка новых автомобилей: отсутствием у населения средств на обновление личных транспортных средств, высокими ставками по кредитам, социальными трудностями. Можно отметить также то, что у нас нет строгих экологических стандартов, в то время как во многих европейских странах содержать старую машину просто невыгодно из-за повышенных налогов и всевозможных сборов.

Первые в Европе?

Что ждет российский автопарк в ближайшем будущем? Эксперты здесь единодушны: автопарк страны продолжит расти даже с учетом сокращения темпов продаж новых машин (в любом случае ежегодный сбыт новых авто останется на уровне 1–1,5 млн единиц). Аналитики «Автостата» утверждают, что с учетом выбывания из эксплуатации старых машин рост парка будет составлять минимум 2–3% в год, а значит, уже через три-четыре года он должен достигнуть объема 45-47 млн штук. В таком случае мы обойдем Германию, пока являющуюся крупнейшей автомобильной державой Европы.

Как будет меняться структура автопарка? Существуют разные прогнозы. Острую дискуссию вызывает вопрос, будет ли происходить дальнейшее вытеснение из него старых российских марок. Некоторые наблюдатели убеждены, что этот процесс продолжится, и через пару лет доля иномарок в России перешагнет за отметку в 60%. Однако есть эксперты, которые говорят о том, что отечественным моделям удастся удержаться, а наступление иномарок остановится. Такой сценарий объясняется активизацией АвтоВАЗа и планами тольяттинского гиганта в течение ближайших месяцев вывести на рынок целый ряд новинок  (Lada Vesta, Xray), которые наверняка будут востребованы потребителем.

Что же касается перераспределения долей среди иностранных брендов, то здесь большие шансы на успех имеют, например корейские производители. С уходом же из России таких марок, как Chevrolet и Opel, разумеется, ослабеют позиции американских и, возможно, европейских марок. Ясно, что постепенно будет происходить и обновление парка. По мере развития продаж новых машин автовладельцы получат возможность отправлять на вечный покой своих древних «железных коней». 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9