Есть несколько причин, по которым японские автопроизводители

в этом году особенно желали поразить своими высокотехнологичными разработками. В их числе ушедший и, возможно, предстоящий кризисы, последствия стихии и даже демографическая ситуация в Стране восходящего солнца

Заглянуть лет на десять-пятнадцать вперед, конечно, заманчиво. Но мы все-таки привыкли на главных международных автосалонах в первую очередь изучать новинки, которые вот-вот придут на рынок. А потому, как бы ни соблазняла выставка в Японии концептами, прежде всего хотелось оценить все предсерийные модели, ну, или хотя бы прототипы. И они нашлись на площадях нового выставочного комплекса Tokyo Big Sight.

Синицы или журавли?

Для россиян бренд Mazda особенный. Хотя бы потому, что именно он осуществил мировой запуск уже нескольких новых моделей в нашей стране, чего не сделала ни одна другая марка. В том числе – Mazda 6 нынешнего поколения. А значит, в Токио я просто не мог пройти мимо концепт-кара Takeri, в линиях которого уже совершенно четко видны все основные черты следующей маздовской “шестерки” в кузове седан. Скорее здесь проще разглядеть детали, подлежащие замене на серийной версии, чем те, которые останутся. Например, силуэт кузова, линия окон, капот, передняя и задняя часть автомобиля наверняка изменятся не кардинально, а если так, то фирма вновь сделает очень сильный ход с точки зрения дизайна, как это было некогда с моделью классом ниже – Mazda 3.

Впрочем, у этого автомобиля есть еще более мощный козырь – его совершенно новая конструкция, основанная на комплексе технологий Skyactiv, затронувших все основные компоненты: шасси, кузов, моторы, трансмиссии. Благодаря им все новые модели марки, по-прежнему базируясь на двигателях внутреннего сгорания, становятся сопоставимы по большинству характеристик (включая расход топлива и выхлопы) с гибридами и прочими инновационными технологиями. Первой машиной, построенной на базе технологий Skyactiv, стал компакт-кроссовер CX-5, продажи которого на российском рынке (опять-таки первом в Европе) начнутся уже в феврале 2012 г. Следом клиенты должны получить новую Mazda 6. Вопрос лишь в том, когда это случится и станет ли для нее наша страна дебютным рынком.

“Mazda 6 в России продается очень хорошо, особенно седан. Во всей Западной Европе этих машин покупают меньше, чем в вашей стране”, – говорит Масахиро Моро, управляющий глобальными продажами и маркетингом Mazda Motor Corporation. И тут же продолжает: “Мы, конечно же, будем учитывать этот фактор, но сказать точно, когда и где состоится старт продаж, я пока не могу, ясно лишь, что это произойдет скоро. Тем более что сейчас решается другой вопрос: в какой степени можно воплотить в серийной версии все то, что предложили наши дизайнеры”.

Уклончивость японского топ-менеджера объяснима: тут и корпоративная секретность, и опасения того, что те или иные обещания могут быть запросто уничтожены каким-нибудь форс-мажором – очередным обвалом рынка либо природной катастрофой, которые преследуют нашу планету. Но и без лишних слов понятно: одна из самых популярных среди россиян моделей класса “D” будет представлена не раньше следующей осени.

Еще более долгий путь до рынка пройдет новинка от Suzuki, названная Regina. Этот городской компакт может расходовать всего 3,1 л бензина на “сотню” пробега, причем без каких-либо новомодных электрических или гибридных технологий. Просто конструкторы довели его вес всего до 730 кг и свели к минимуму коэффициент лобового сопротивления. А вот новинки от других японских марок могут появиться в салонах дилеров куда раньше.

В частности, уже летом на российском рынке следует ожидать весьма экспрессивное заднеприводное спортивное купе Toyota GT 86, а следом, после Московского автосалона, и его брата-близнеца Subaru BRZ. Их главная “фишка” – разработанный совместными усилиями двух компаний горизонтально-оппозитный 2-литровый 200-сильный двигатель третьего поколения, отличающийся малым весом, компактностью и низким центром тяжести. По всей видимости, именно его потенциал стал базой для создателей обоих автомобилей, отчего они и внешне получились очень схожими. Вместе с тем та же Subaru привезет в нашу страну седан Impreza, и он тоже был на выставочном стенде этой марки в Токио.

Увы, отдав лучшие места своим концептам, Honda более чем скромно представила следующее поколение кроссовера CR-V. Он был загнан в самый темный угол и практически никак не обозначен в качестве премьеры. А жаль, машина, на мой взгляд, достойная, хотя еще предстоит выяснить, как она будет вести себя на дорогах и за их пределами. Равно как и дебютанты Mitsubishi. Первый из них, представленный как Mirage (а еще раньше анонсированный в качестве всемирного компактного автомобиля Mitsubishi Global Small), является не чем иным, как новым Colt. Признаться, его внешний вид не впечатлил, дизайн спорный, какой-то совсем утилитарный. Но компания решила сделать ставку именно на практичность: она подчеркивает его небольшие габариты (при наличии 5-местного салона), невысокую цену и завидную экономичность. Что ж, будет любопытно взглянуть, что окажется более важным для россиян – практичность или имидж машины. Схожая ситуация и с концептом Mitsubishi PX-MiEV II – электромобилем, “подкрепленным” двигателем внутреннего сгорания, что обеспечивает ему приличный запас хода. В его чертах легко угадывается Outlander следующей генерации, однако тот вариант кузова, что показали на салоне в Токио, не демонстрирует ни стиля, ни брутальности.

Даешь розетку!

Если попытаться сформулировать общий тренд концептуальных премьер нынешнего Токийского мотор-шоу, то это может выглядеть примерно так: всеобщая электрификация продукции японского автопрома. Едва ли не в каждом концепт-каре заложено столько инновационных идей, сколько иным европейским брендам хватит на целую серию моделей. Причин тому несколько, и каждая из них весома.

Прежде всего, японский автомобильный рынок серьезно просел, и это скверно сказывается на всей национальной экономике. Топ-менеджер компании Mazda Масахиро Моро в беседе со мной заметил, что уровень продаж новых машин в этой стране сейчас практически сопоставим с 1970 г. и лишь немногим превышает 4 млн в год, тогда как в 1990 г. он доходил до 9 млн автомобилей. На это повлиял и мировой кризис, и перенаселенность сравнительно небольшой Японии (здесь проживает почти 128 млн человек, в то время как в России с ее огромными территориями лишь немногим больше – 142,8 млн). Поэтому японцы давно и всерьез думают как об экологии, так и об экономии средств и своего времени, теряемого в пробках (что в крупных городах вылилось в массовый переход к общественному транспорту). “Конечно же, мы, автопроизводители, стараемся соответствовать ожиданиям клиентов, – говорит г-н Моро, – активно работаем над топливной экономичностью машин, их маневренностью, снижением вредных выбросов”.

Как результат, на выставке практически все бренды из Японии усердно продвигали концепты электрокаров, которые по своим ключевым параметрам – динамике, запасу хода, мощности – все ближе подбираются к автомобилям с традиционными моторами. Скажем, тойотовский FT-EV III уже сейчас в состоянии преодолеть до 105 км на одной зарядке своих аккумуляторных батарей, и неудивительно, что в 2012 г. его серийная версия должна появиться в Японии, США и некоторых странах Западной Европы. Если к этому добавить стремление японцев в очередной раз утвердиться в статусе самых прогрессивных и продвинутых, то легко понять, почему их перспективные модели доминировали на большинстве стендов нынешней экспозиции.

Впрочем, этому способствовал и еще один фактор: мартовская стихия нанесла сильный урон автопрому этой страны, и теперь ему жизненно необходимо доказать, что местные производители умеют решать самые сложные задачи, в том числе быстро восстанавливаться после катастроф. Не случайно же организаторы автосалона всячески стремились подчеркнуть, что в сравнении с 2009 г., когда состоялось предыдущее мотор-шоу в Токио, теперь мировых премьер было на шесть больше, а их общее число достигло 45. Правда, похоже, считали все подряд, включая прототипы, концепт-кары и грузовики с автобусами, которые соседствовали с легковыми машинами и мотоциклами.

Кстати, бедствие, обрушившееся на Страну восходящего солнца в начале весны, послужило толчком для развития и реализации целой серии других идей, связанных с теми же электромобилями. Например, концепт Nissan PIVO 3 быстренько “научили” не только накапливать и эффективно расходовать электроэнергию, но и… делиться ею. Он, в частности, может обеспечить двухдневную потребность средней семьи в электричестве, необходимом для работы основных бытовых приборов – компьютера, чайника, холодильника, средств связи. В условиях сейсмоопасной зоны это представляется не баловством фантазеров, а предпосылкой к реальному выживанию людей в экстремальных ситуациях. Хотя и как транспортное средство 3-местный ниссановский концепт становится все более функциональным и разносторонним. Так, конструкция его мотор-колес обеспечивает машинке невиданную маневренность (диаметр разворота не превышает 4 м), а встроенные средства коммуникации дают возможность управлять ею дистанционно, через смартфон. В частности, PIVO 3 уже сегодня может самостоятельно, без водителя, припарковаться, встать на подзарядку аккумуляторов или подъехать к выезду со стоянки, где его ждет владелец.

Национальные интересы

Как правило, автопроизводители из других стран свое участие в Токийском мотор-шоу ограничивают демонстрацией текущих модельных рядов и очень редко обнародуют в Японии новинки. Такой подход объяснить просто. Во-первых, гоняться за японцами в сфере высоких технологий бессмысленно. Во-вторых, на островном рынке иномарки были и остаются куда менее востребованным продуктом, чем японские машины. В-третьих, и у европейцев, и у американцев есть собственные автосалоны, где сосредотачивается основная часть целевой аудитории, а что касается корейцев, то они с соседями по Дальнему Востоку традиционно в прохладных отношениях. Наконец, спрос на японском рынке специфичен и далеко не всегда совпадает с трендами других стран.

Последнее подтверждает состоявшаяся на салоне национальная премьера кроссовера Mazda CX-5, еще в сентябре представленного во Франкфурте. “В Японии сегмент таких автомобилей невелик, не то что в России и Европе в целом, – поясняет Масахиро Моро из Mazda Motor Corporation. – Поэтому мы в большей степени рассчитываем здесь на дизельный мотор от этой машины, который может быть востребован на других моделях”.

Как результат, брендов из США и Кореи в этот раз в Токио не было вообще, а европейцы постарались играть по местным правилам. В том смысле, что либо продвигали уже известные модели, либо (дабы привлечь публику) выставили концепты, тоже, впрочем, нам знакомые. Именно так, в частности, поступили BMW, Mercedes-Benz, Renault, Audi. И лишь Volkswagen шагнул несколько дальше. Помимо анонсированного дебюта полноприводного Passat Alltrack вольфсбургский бренд неожиданно для всех представил еще и концепт гибрида Cross Coupe, в основе которого лежит новая платформа немецкого концерна. Однако даже этот ход привлек в основном европейских журналистов, тогда как японцы кропотливо “окучивали” собственные новинки. Тем не менее берусь утверждать, что 42-й Токийский автосалон свою ключевую задачу выполнил: он показал, в каком направлении движутся конструкторы машин и чем они станут потчевать автомобильных “гурманов” уже в скором времени.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 2