В сентябре 2016 года исполняется 155 лет со дня рождения известного немецкого предпринимателя Роберта Боша. А это прекрасный повод вспомнить, как начинала свой путь к всемирной популярности марка его имени

Роберт Бош родился 23 сентября 1861 года в городке Альбек неподалеку от Ульма. Его родители владели небольшой гостиницей, пивоварней и земельным участком. Будущий изобретатель был предпоследним, одиннадцатым ребенком в семье. В 1869-м семейство переехало в Ульм, где Роберт окончил школу, выказав посредственные знания по большинству дисциплин, а затем по воле отца поступил в ученики к механику и оптику Вильгельму Майеру. Хотя самому юноше хотелось стать ботаником или зоологом.

Начало карьеры

Первого октября 1879 года молодой человек закончил обучение, получив от мастера бумагу: «Предъявитель сего местный житель Роберт Бош состоял у меня в учениках с 1 октября 1876 года и до сегодняшнего дня. За это время он заслужил мое одобрение своим усердием и хорошим поведением, что я лично удостоверяю, искренне желая ему успешной карьеры». Как видим, то был не аттестат, а скорее рекомендательное письмо.

Как и все механики того времени, Роберт Бош был практиком. Теория оставалась для него малопонятной, поэтому через несколько лет, «чтобы избавиться от страха перед техническими терминами», он стал вольнослушателем Высшей политехнической школы в Штутгарте.

Вернувшись после обучения в Ульм, Роберт в октябре 1881 года начал службу в инженерном батальоне и уже через год стал унтер-офицером. Однако делать военную карьеру Бош не захотел и, уволившись со службы, решил посмотреть мир, а заодно и набраться профессионального опыта. Цель его путешествия – Североамериканские Соединенные Штаты, где Бошу удалось поработать на фирмах, производивших электротехнику.

В 1886 году, вернувшись на родину, молодой человек счел себя готовым к организации собственного дела и получил официальное разрешение на открытие в Штутгарте компании «Мастерские точной механики и электротехники». Рассказывают, что однажды в мастерскую принесли неисправный аппарат зажигания «Дейтц». Владельцы просили увеличить мощность прибора. Бош со своими сотрудниками попытался это сделать, но выяснилось, что аппарат не в состоянии вырабатывать ток требуемой величины. Пришлось взяться за конструирование собственного прибора, который отвечал бы необходимым требованиям. И это удалось!

Магнето Боша по своим размерам оказалось гораздо меньше дейтцовского, а по мощности значительно превосходило его. Это обеспечило высокий спрос на технику от Bosch, и к 1896 году было продано около тысячи аппаратов. А в 1897 м на их долю приходилось уже более 55% оборота мастерской. Цифра по тем временам весьма внушительная, ведь двигатели внутреннего сгорания только начинали свой путь по планете и использовались чаще всего в качестве стационарных силовых установок.

К настоящему перевороту в деятельности компании привело сотрудничество с Готлибом Даймлером, начавшееся в 1897 году. До того времени Даймлер применял на своих авто зажигание от запальной трубки. Система была весьма капризной и требовала постоянного внимания. Узнав об аппаратах Боша, Даймлер обратился к нему с просьбой разработать систему зажигания, пригодную для установки на популярные в то время высокооборотные моторы «Де Дион-Бутон». И уже через несколько месяцев заказ был выполнен.

Новый аппарат зажигания отличался от своих предшественников еще большей компактностью и надежностью. На то, чтобы наладить его серийный выпуск, потребовалось около двух лет. Новинка сразу пришлась по вкусу автомобилистам, так как избавляла их от утомительной и долгой процедуры подготовки двигателя к пуску. Ее оценили не только в Германии, но и в других странах. Вскоре для обеспечения заграничных заказов пришлось организовать отделения компании в Англии и Франции. К 1901 году было выпущено свыше 10 тыс. магнето низкого напряжения, и спрос на них продолжал расти.

Соратники и друзья

В 1902 году ученик Боша Готтлоб Хонольд разработал систему зажигания от магнето высокого напряжения. Но настоящее признание отрывное зажигание Bosch получило в 1903 году после того, как оснащенный им автомобиль Mercedes выиграл соревнования на Кубок Гордона Беннетта. Машины остальных участников были снабжены зажиганием от электробатарей, и гонка позволила выявить все преимущества магнитно-электрической (как она тогда называлась) системы зажигания.

Началась эпоха повального увлечения бошевскими магнето. К 1906 году их было изготовлено 100 тыс., а спустя еще четыре года общий выпуск перевалил за 600 тыс. единиц. Как видим, Роберт Бош оказался неординарным предпринимателем, сумев поставить свое дело на широкую ногу, и уже в начале ХХ века редкий автомобиль обходился без его магнето.

Что касается «личных отношений» с безлошадными экипажами, то они у Боша также складывались неплохо: он самостоятельно водил машину и, как гласит предание, даже участвовал в нескольких гонках, из которых вышел победителем благодаря использованию своего магнето. Кстати, сохранились водительские права с фотографией, выданные на его имя в Штутгарте в 1906 году. Умение управлять автомобилем оказывало положительное влияние и на бизнес: будучи водителем, Бош прекрасно представлял себе, что именно требуется от его техники, и великолепно знал условия, в которых она эксплуатируется, что позволяло постоянно совершенствовать электрооборудование.

Одним из талантов Роберта Боша было умение подбирать сотрудников. Многие ключевые специалисты, такие как Рихард Шиле, Ойген Кайзер, Густав Клайн и другие, проработали в компании долгие годы: кто-то до пенсии, а кто-то и до самой смерти. Причем Бош в отличие от Генри Форда никогда не приписывал себе того, что было сделано его соратниками, а его подчиненные за глаза называли босса «папашей». Но личных друзей у Роберта было не много, да и людей, которым он мог по-настоящему доверять, – тоже. Один из его биографов писал: «Центральное место в его мировоззрении занимало понятие доверия к человеку. Доверие Роберта Боша никому не давалось легко, и любой, будь то друг или коллега, должен был заслужить его долгими испытаниями. При этом утратить однажды приобретенное доверие тоже было крайне непросто, но, если подобное происходило, можно было не сомневаться, что этот человек навсегда исчезнет из жизни компании».

На мировой арене

Какими бы совершенными ни были магнето Bosch и системы зажигания на их основе, делать ставку исключительно на них посчитали неразумным. Было решено развивать ассортимент. В 1914 году в списке продукции появляется электрический стартер, в 1921-м – электрическое сигнальное устройство, в 1926-м – стеклоочистители, а два года спустя – указатели поворота. Все это не только приносило дополнительный доход, но и отчасти подстраховывало Боша на случай падения спроса на системы зажигания, что рано или поздно должно было случиться в связи с быстрым прогрессом техники.

Так и произошло в начале 20-х годов, когда заметную роль в автостроении стали играть дизельные двигатели. Это ставило под угрозу не только доходы компании, но и ее будущее, поскольку дизели не нуждались в системе зажигания от магнето. Отреагировать можно было только одним способом – начать работы по проектированию систем зажигания для автомобильного дизеля.

В начале 1922 года Бош поручил своим специалистам заняться разработкой насоса для впрыска и топливной аппаратуры в целом. И когда в следующем году в Германии началось производство дизельных грузовиков, фирма смогла предоставить свои наработки. Испытания и доводка топливной аппаратуры наряду с организацией производства потребовали времени, поэтому серийный выпуск насосов для грузовиков начался только 30 ноября 1927 года. В дальнейшем производство дизельной топливной аппаратуры стало одним из коньков марки.

Но уже тогда предприниматель прекрасно понимал, что в будущем дизель начнут устанавливать и на легковые авто. С этой целью был проведен секретный эксперимент, в ходе которого дизель с топливной аппаратурой Bosch установили на легковую модель марки «Штевер», и та в ходе испытаний прошла более 40 тыс. км.

Что касается самого Боша, то в 65 лет он сложил с себя полномочия главы компании, посчитав, что сделал для фирмы все, что мог. Место у руля досталось сразу трем его соратникам: Хансу Вальцу, Карлу Мартеллу Вильду и Герману Фелльмету. Первым среди директоров стал Вальц, пользовавшийся наибольшим доверием «папаши». Разумеется, Бош не смог уйти окончательно, продолжая оставаться лицом фирмы долгие годы. Умер он 12 марта 1942 года.  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9