Понятно, что полностью изолировать водителя и пассажиров машины от шума невозможно. Впрочем, прогресс не стоит на месте: с каждым годом звукоизоляционные материалы становятся все лучше и технологичнее, а количество проникающих в салон децибелов – все меньше. Вот только многие водители легким движением руки попросту перечеркивают результаты многолетней работы инженеров, всего лишь открывая окна или люк.

В одном из предыдущих тестов мы установили, что доступ “свежего” забортного воздуха почти не помогает охлаждению салона, при этом дает совсем мизерную экономию по сравнению с работающим кондиционером. Теперь же было решено измерить степень влияния открытых окон автомобиля на шумовой фон.

Статика

Чтобы организовать серьезные испытания с анализом частот и амплитуд колебаний, необходима комплексная лаборатория со сложным оборудованием. Но нужно ли усложнять до такой степени процесс, если есть и другой вариант: к примеру, провести замеры, установив среднее значение шума в децибелах. Автомобиль для этого мы выбрали не случайно: даже несмотря на особенности дизельного мотора, кроссовер Mazda CX-5 можно смело назвать тихим. Единственный посторонний звук, на который может обратить внимание его водитель, – это довольно назойливый гул штатных шин. В остальном же в салоне тишь да гладь: толстые шумоизоляционные прокладки эффективно изолируют и тарахтение двигателя, и аэродинамический шелест, и звуки работы трансмиссии.

Для начала проводим замер на припаркованном в тихом месте автомобиле, чтобы получить ту самую “печку”, от которой потом будем танцевать. Закрепив шумомер между передними подголовниками, получаем первый результат: когда машина стоит на месте, а ее мотор работает на холостом ходу, уровень шума в зоне замера колеблется около 52 дБ. Не будем рассуждать о том, много это или мало, – сейчас нас интересует другое.

Теперь проводим ту же самую процедуру, но уже с открытыми передними окнами. И сразу получаем заметную разницу: впустив в салон наружные звуки, мы тем самым увеличили шумовой фон до уровня 56–58 дБ. Причем определить одну точную цифру оказалось очень сложно. Ведь даже неожиданно налетевший порыв ветра или проехавшая неподалеку машина может существенно повлиять на результаты измерений.

Затем приступаем к следующему этапу: снова закрываем окна, но приоткрываем люк. Тут пришлось сделать не один, а два замера. Приоткрыв потолочное “окно” в режиме проветривания, мы зафиксировали шум в районе 53–54 дБ. Если же распахнуть его полностью, то уровень шума в салоне увеличивается до 56–57 дБ. И, наконец, добавив к этому еще и открытые окна, получаем совсем некомфортную обстановку: уровень шума достигает в среднем уже 59 дБ. В таком формате даже поговорить с пассажиром затруднительно.

Динамика

Конечно, полученные нами результаты сами по себе мало о чем говорят, ведь разница между минимальным и максимальным значением не такая уж большая – всего 7 дБ. Но мы городили весь этот огород, чтобы сравнить показатели на стоящей и движущейся машине. А потому приступаем к следующему этапу теста: проводим ровно такие же замеры, но уже при скорости движения 60 км/ч. И вот тут все намного интереснее!

Человеческое ухо устроено странно: субъективно кажется, что на ходу шум в автомобиле увеличивается не сильно. Но чуткая аппаратура придерживается другого мнения: прибор зафиксировал, что при полностью изолированном салоне ушей седоков достигает шум на уровне около 75 дБ (плюс 23 дБ по сравнению со стоящим автомобилем). А вот если открыть окна, то расслышать собеседника станет заметно тяжелее. Но, как ни странно, зафиксированная аппаратурой разница не столь велика: при открытых окнах на дороге шум достигает 81 дБ (прибавка в сравнении со стоящим на парковке авто составляет все те же 23 дБ).

Выявленная нами закономерность сохранилась и при последующих экспериментах. Так, при приоткрытом в положение “на проветривание” люке мы установили значение 77 дБ (все те же плюс 23 дБ), а при полностью распахнутом – 79 дБ (прибавка – 22 дБ).

Исключением стал лишь финальный этап эксперимента. При полностью открытых люке и передних окнах шумовой фон достиг в среднем 85 дБ (на 26 дБ больше, чем в припаркованном автомобиле). Правда, временами случались и более значимые всплески – пиковые значения достигали целых 90 дБ!

Вывод из наших замеров напрашивается сам собой. Полагаться на субъективные ощущения не стоит: вам может казаться, что открытые окна или люк не так уж сильно влияют на шум в салоне. Но беспристрастная аппаратура опровергает это утверждение. Любая лазейка для внешних шумов сразу сводит на нет все усилия инженеров сделать автомобиль тише. Так что если для вас имеет значение акустический комфорт в салоне, то путь один: не открывайте окна! Охладить воздух внутри таким способом все равно не получится, но при этом вы нарушите еще и достигнутые автопроизводителем “тишь да гладь” внутри своей машины. 

Немного теории

Рассуждая о шуме, следует понимать некоторые связанные с ним базовые понятия. Как известно, звук – это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. Громкостью звука называют субъективное восприятие его силы. В науке уровень громкости выражают в фонах, а в жизни более привычной является относительная величина – децибел (дБ). Кстати, эта единица не является официальной в международной системе единиц СИ. Однако ее применение допускается учеными без ограничений.
Чтобы понять, насколько высоким является значение громкости, проще всего сравнить полученное значение с другими, заранее известными. Приведем несколько значений: разговор – 40–45 дБ, офис – 50–60 дБ, улица – 70–80 дБ, заводской цех – 70–110 дБ, работа цепной пилы – 100 дБ, старт реактивного самолета – 120 дБ.
Добавим, что для человека нормальная громкость не должна превышать 75 дБ, более громкие звуки могут привести к тем или иным (порой очень серьезным!) проблемам со здоровьем.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9