Жизнь автомобилиста, по сути, проходит в застекленной “надстройке”, форма и размеры которой определяют “гостеприимство” салона и, что не менее важно, обзорность. С боковыми и задними стеклами картина более или менее ясна:  как правило, здесь используется однослойное закаленное стекло. В боковые стекла задней части кузова часто интегрируют антенны, а в задние – нити обогрева. Так обстоят дела в “бюджетных” автомобилях. Но чем ближе к “премиуму”, тем чаще для повышения акустического комфорта в салоне в качестве бокового остекления используется многослойное стекло толщиной менее 4 мм.

Ну а ветровые стекла сегодня изготавливаются по технологии триплекс – это трехслойный “пирог”, часто состоящий из более толстого термоупрочненного наружного стекла, более тонкого внутреннего и соединяющей их прозрачной пленки. Триплекс пришел в нашу страну одновременно с “Жигулями” и в то время резко поднял планку в области отечественного автомобильного стекла.

Больше, сложнее, тоньше

Современные стекла практически всегда вклеиваются в проемы кузова, внося заметный вклад в повышение его жесткости на кручение. В то же время нагрузки на них немного снизились, поскольку сами кузова стали жестче, благодаря чему деформации оконных проемов уменьшились. Однако в целом роль стекла в конструкции автомобиля неуклонно растет, за исключением, может быть, кабриолетов. Трудно найти автопроизводителя, который не предлагал бы автомобили со стеклянной крышей, с обычным или панорамным люком.

Тяжелее всего приходится лобовым стеклам – они увеличились в размерах, устанавливаются под более крутым углом, расширяется их функциональная нагрузка – начиная с установки датчиков дождя и освещенности и заканчивая обогревом стекла (обычно нити обогревателя вплетаются в пленку). Иногда, начинаясь у основания передних стоек, они простираются до задних. Функциональная насыщенность стекол привела к тому, что для их обозначения используются не менее сложные коды, чем главный код автомобиля – VIN. Эксперты говорят, что за последние 20 лет площадь остекления в легковых машинах стала на 20% больше, при этом в прошедшее десятилетие их толщина стала на 10% меньше.

Какими бы сложными ни были стекла, которые попадают на сборочные конвейеры или вторичный рынок, в основе их производства довольно простые материалы и процессы, хотя это вовсе не означает, что в стекольном деле нет своих секретов. Как варят современное автомобильное стекло, нам показали на Борском стекольном заводе. Он был основан в 1932 г. как будущий поставщик ГАЗа, а через 60 лет встал вопрос о его полной реконструкции. Поиск инвесторов привел к тому, что завод стал принадлежать одному из четырех крупнейших игроков на мировом рынке стекла – группе AGC.

Варим, разливаем, режем

Основные компоненты – кварцевый песок, соду, доломит, полевой шпат, известняк и некоторые другие – смешивают и загружают в стекловаренную печь, в которой смесь нагревается примерно до 1600 °С и расплавляется до образования однородной массы. Если на этом этапе в стекло добавить окиси железа, стекло получится термопоглощающим, или атермальным. Такое стекло имеет зеленоватый оттенок и часто называется “стеклом с заводской тонировкой”, которое в отличие от стекла, покрытого любой тонировочной пленкой, обладает светопропусканием не менее 70%, а значит, допускается к эксплуатации на автомобилях без всяких ограничений.

На следующем этапе стекломасса остужается до 1000 °С, и вязкая стеклянная струя вытекает на… сверкающий серебром расплав олова. Нижняя поверхность стекломассы, соприкасающаяся с абсолютно ровной поверхностью олова, также становится идеально ровной, а верхняя часть стеклянного слитка повторяет форму нижней части за счет действия собственного веса. От того, как сформирован поток олова, как охлаждается и вытягивается стекло, зависит его оптическое качество.

Затем стеклянная лента шириной около 3,5 м, отрываясь от олова, поступает на отжиг, где постепенно остужается до 50–60 °С. От правильности режимов отжига зависят механические качества стекла, и прежде всего прочность и отсутствие остаточных напряжений. Дальше ленту режут на листы, которые собирают в стопы и отправляют на заводской склад готового стекла.

Подрезаем, греем, клеим

Посмотрим, как плоское стекло превращается в многослойный триплекс. Для этого берут два стекла и, нагревая в печи моллирования, придают им необходимую кривизну, прокладывают между ними поливинилбутиралевую пленку и склеивают этот “сэндвич”. На наружное стекло (обычно несколько большей толщины и размеров, чем внутреннее) перед сборкой наносят заводскую маркировку и (чаще всего) черный кант.

Затем “сэндвич”, состоящий пока из двух стекол, греют в специальной печи (на этот раз до 560–700 °С). Размягченное двойное стекло под действием собственного веса принимает форму рамки, которую называют рамкой моллирования, и обретает нужную форму. Затем стекла разнимают, моют и выравнивают их края.

Следующий этап изготовления триплекса проходит в условиях хирургической чистоты. В специальном помещении с контролируемой запыленностью между стеклами прокладывают поливинилбутиралевую пленку, после чего края теперь уже трехслойного “сэндвича” закрываются силиконовым кольцом. Из “чистой комнаты” полуфабрикат уходит в печь подпрессовки, где из подогретого стеклопакета откачивается воздух и под воздействием тепла пленка размягчается и склеивает между собой стекла. А после прохождения автоклава с высокой температурой и давлением воздух из пакета выходит окончательно, пакет остается только остудить – и многослойное стекло готово.

Подавляющий объем борского автостекла сегодня поступает на конвейеры заводов, расположенных на территории России. На автомобилях российской сборки (в том числе под иностранными брендами) около 70% автостекла – из Бора.

Впрочем, ассортимент продукции ACG достаточного широк: компания выпускает стекло не только для автомобилей, но и для различных сооружений. Так, например, стекло ACG использовалось при строительстве московских аэропортов и большинства небоскребов Москва-Сити, где расположены офисы многих крупнейших компаний мира, в том числе автомобильных. 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 0