Синдром трассы

КАЗАЛОСЬ БЫ, какой может быть “синдром трассы”? Смотри на спидометр и корректируй темп движения. Но мало-мальски опытные водители следят за его показаниями лишь изредка. Потому что и не глядя на приборы, как правило, достаточно хорошо чувствуют скорость, с которой едет автомобиль. Однако даже большой стаж вождения не избавляет от риска. Синдром трассы очень ярко проявляется, например, когда после длительного движения по магистрали вы решили остановиться на краю дороги. В такой ситуации бывали многие: лишь когда машину начинает нещадно трясти на неровностях обочины, вы понимаете, что недостаточно погасили скорость, что “по инерции” едете слишком быстро – скорость тогда кажется много меньше реальной.

Насколько же притупляется чувство скорости после относительно долгой поездки по автомагистрали? Мы решили это проверить. Для эксперимента взяли редакционный автомобиль с автоматической КПП (чтобы по номеру включенной передачи водитель не мог косвенно судить о скорости). Место за рулем занял сотрудник “Клаксона”, наездивший немало тысяч километров по российским и зарубежным дорогам. Спидометр отключили.

Сначала, еще на городских улицах и дорогах пригородов, наш коллега должен был по очереди равномерно проехать на скорости 60, 80 и 100 км/ч. Точность выполнения этого нехитрого упражнения контролировалась прибором GPS, находящимся в машине. Водителю его показания, естественно, не были видны.

Результат вполне ожидаемый: во всех трех случаях водитель без какихлибо сложностей держал требуемый режим движения с точностью до 2-3 км/ч (эти данные сведены в таблицу). Между прочим, даже штатный спидометр автомобиля порой “врет” больше. Его погрешность в ряде случаев может достигать 8-10%. Например, в нашем автомобиле (мы проверили это перед началом эксперимента) прибор показывал ровно 100 км/ч при реальной скорости 94 км/ч .

Теперь усложняем задачу. Тот же водитель должен выполнить то же самое упражнение, но предварительно прокатиться по загородному шоссе в течение одного часа с максимально возможной скоростью. То есть так быстро, как только позволяют дорожные условия и возможности автомобиля. Проще говоря – так, как у нас носятся (чего уж тут скрывать) большинство автолюбителей на пустынной автомагистрали. Но в отличие от бездумных лихачей – аккуратно, не создавая опасных ситуаций. В итоге наш испытуемый (профессионал как-никак) проехал, может быть, чуть быстрее, чем большинство.. По крайней мере за всю поездку нас обогнали всего пару раз.

После скоростного пробега съезжаем на обычную сельскую асфальтированную дорогу и.. Что и требовалось доказать! Коллега уверен, что держит ровно 60 км/ч, а точная аппаратура показывает больше 80 км/ч. Он пытается ехать 80 км/ч, а прибор констатирует: машина двигается почти на 15 км/ч быстрее. Он убежден, что на спидометре “сотня”, а на самом деле заметно больше..

Затем за руль сел другой журналист (тоже с солидным водительским стажем), и мы повторили эксперимент. Результат оказался практически аналогичным. Данные измерений приведены в другой таблице. Кстати, несложно заметить, что чем меньше скорость, на которую водитель переходит после быстрой езды, тем существеннее погрешность его “внутреннего спидометра”, вызванная синдромом трассы.

К счастью, чувство реальной скорости восстанавливается очень быстро. Как показали наши опыты, водитель ошибается только в первые несколько минут после съезда со скоростной автомагистрали. Затем его мировосприятие приходит в норму. Вторая по счету попытка ехать после “гонки” с заданной скоростью (60, 80 и 100 км/ч) у обоих наших испытуемых оказалась гораздо более успешной, чем первая, а данные третьей попытки практически совпали с цифрами, полученными до скоростного заезда.

Тем не менее эффект привыкания к высокой скорости надо иметь в виду. Свернув с автомагистрали на обычную дорогу, не забудьте раз-другой свериться со спидометром – не обманывают ли вас ваши ощущения. Ведь именно эти первые минуты после резкого изменения режима движения обычно и бывают самыми обманчивыми, а значит, и самыми опасными.

 

Данные, полученные в первой части эксперимента
Заданная скорость движения (км/ч) 60 80 100
Реальная скорость автомобиля (км/ч) 59-62 81-84 102-104

 

Данные, полученные после поездки по скоростной трассе
Заданная скорость движения (км/ч) 60 80 100
Реальная скорость автомобиля (км/ч) 77-81 92-96 107-112

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8