Знаете, где столько знаков? В правилах какого государства? Нашего, друзья мои! Все богатство русского языка вы можете выразить в письме тридцатью тремя буквами. Но на дороге нам требуется вшестеро больше букв-знаков. Или нет?

Специально попросил коллег не иллюстрировать эту заметку изображением дорожных знаков. Если по одному названию вы сразу не поймете, о чем речь, это уже станет доказательством ненужности указателя, знака, таблички. Сейчас их 181 – без учета дублей вроде правых-левых «Опасных поворотов» и разнонаправленных стрелочек. Я беру только основные «номерные» знаки и предлагаю пройтись по ним гребнем. Потому что абсолютно убежден – их наплодили куда больше, чем необходимо! Ведь знак должен легко и просто даже не читаться, а угадываться. И четко сообщать: делай то, не делай это, знай о том! А лишние только отвлекают, замусоривают внимание. Долой их!

Первая группа знаков – предупреждающие. Здесь 34 основных и среди них не менее пяти, считаю, лишних. Если есть знак «Железнодорожный переезд», то разве вам нужны подробности, какая дорога – одно- или многопутная? Ну да ладно, это разновидности одного знака. А вот 1.5 «Пересечение с трамвайной линией» – он, правда, очень нужен? Паровозиком 1.2 заменить нельзя?

Идем дальше: 1.16 «Неровная дорога» и 1.17 «Искусственная неровность» вместе с одноименным 5.20. Конечно, справедливо с точки зрения дорожников так кардинально разделить ухабы – в одном случае нерадиво забытые, а в другом любовно изготовленные. Но нам-то что за дело до их происхождения! Из трех знаков один точно лишний!

Если за поворотом вы видите крупное рогатое животное на дороге, вам в самом деле важно, дикое оно или домашнее? Бык это или лось? Сам вышел на асфальт или в сторонке от него бредет пастух? В любом случае, чтобы предупредить, достаточно было бы знака с кем-то копытным, 1.26 или 1.27.

Дорога, разумеется, может преподносить любые сюрпризы, но не все стоит описывать специальными знаками. По-моему, все эти «Выбросы гравия», «Опасные обочины», «Падения камней» стоит заменить раз и навсегда знаком 1.33 «Прочие опасности» или 1.25 «Дорожные работы». А если очень хочется, то дополнить письменной информацией. А то можно далеко зайти, изобретая знаки на каждый конкретный катаклизм: «Падающий башенный кран», «Летающие рекламные щиты» и т.д.

А вот знак «Низколетящие самолеты», при кажущейся никчемности, считаю все-таки правильным и необходимым. Помню, как поразился выплывающему из-за леса, кажется, на моей высоте «боингу». Но все же был к этому готов, спасибо знаку 1.30.

Знаков приоритета всего семь (обязанностей всегда в несколько раз больше, чем прав), так что переходим сразу к запрещающим, которых, между прочим, как в сказке Пушкина, – тридцать три. Из девяти(!) знаков «Движение запрещено» – от грузовиков до пешеходов – реально требуется лишь один, а именно 3.2. Тот, который надо просто использовать с соответствующими табличками. Ведь сегодня можно поставить 3.7 «Движение с прицепом запрещено», а можно – 3.2 «Движение запрещено» и к нему табличку 8.4.2 – получится равно-значный запрет. Понятно? В обоих случаях, в общем, да. Нужны ли такие дубли? Конечно, нет! И ровно с теми же аргументами следует отменить знаки 3.22 и 3.23 насчет обгона грузовикам. Оставить общий запрет обгонять 3.20 с соответствующей табличкой.

Все три знака 3.17 (таможня, опасность, контроль) с успехом заменит один Stop – 2.5 «Движение без остановки запрещено». Обязан остановиться, и все тут! А там уже будет ясно, перекресток это, пункт оплаты или граница страны.

Мне также представляется не очень понятным знак «Стоянка запрещена» (кто контролирует его исполнение по часам?!). Но с ним-то еще ладно, а вот путаницу с четными и нечетными днями недели и со временем перестановки с одной стороны улицы на другую надо срочно уничтожить! Долой знаки 3.29 и 3.30: намного понятнее поставить общий запрет стояки и – опять-таки – табличку с написанным по-человечески пояснением. Москва со своей платной парковкой практически избавилась от таких знаков – и путаницы стало меньше.

Завершая беглый смотр знаков, отмечу, что в категории «Особых предписаний» надо как обозначение населенных пунктов оставить только силуэт городских крыш 5.23.2, а все названия перевести в разряд туристической информации. Заодно и необходимость в парочке 5.25, 5.26 совершенно отпадет.

Я не изучал этот раздел ПДД под лупой, а просто просмотрел его – и сходу обнаружил два десятка знаков, от которых легко отказаться. И это, конечно, нужно сделать! Ведь мы живем в век информации, но это не значит, что ее должно быть бесконечно много. Наоборот, умение фильтровать сведения, отсекать лишнее, мусорное – очень ценная и востребованная функция. Так больше времени и внимания останется для действительно необходимой и полезной информации.

Так что предлагаю ГИБДД, МВД и кабмину при очередном редактировании ПДД не увеличить, а сократить число знаков. Рецепт прост: не изобретать новые пиктограммы знаков, а использовать существующие, при необходимости дополняя табличками. В комбинациях знаков тоже не вижу ничего страшного: в конце концов, знаки – это дорожные буквы, а их совокупность и сочетания – настоящая грамота.

Давайте же будем грамотными!  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 0