Бьющий буквально через край энтузиазм в том, что касается развития транспортных средств на электротяге, сегодня демонстрируют первые лица чуть ли не всех крупнейших автопроизводителей планеты. Тот же Парижский автосалон в очередной раз отметился впечатляющими концепт-карами с электрической начинкой, заявлениями ведущих мировых компаний о новых инвестициях в электрические технологии и даже о создании новых брендов, в гамме которых будут исключительно машины на электротяге.

Однако все эти разговоры не новы. Большое электрическое будущее индивидуальным транспортным средствам пророчат уже многие годы. Вот только это будущее никак не наступает. Да, продажи электрокаров и в самом деле растут. По данным Аналитического агентства «Автостат», в 2015 году в мире было продано свыше 400 тыс. электромобилей, это почти на треть больше, чем в 2014 м (318 тыс.). Вроде бы динамика прироста впечатляющая. Но если принять во внимание, что мировой авторынок в прошлом году практически достиг отметки 90 млн единиц, то станет очевидно: доля электрических машин составляет менее… 0,5%. То есть в среднем на один проданный электрокар приходится более 200 автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Хотя стоит признать, что рынок таких продуктов уже сформирован и здесь есть свои сильные игроки. Самым крупным потребителем такого транспорта ныне является Китай, где в прошлом году было продано порядка 120 тыс. электрокаров (самая продаваемая модель – BYD Qin, реализовано примерно 30 тыс. единиц). Вторым по величине рынком являются США, где в том же году около 100 тыс. водителей сели за руль нового электрокара. Там впечатляющие успехи демонстрирует марка Tesla – ее Model S разошлась в Штатах тиражом примерно 20 тыс. экземпляров. В Европе же на дороги выехали почти 150 тыс. новых электрических авто. Самыми популярными моделями среди жителей Старого Света стали японская Nissan Leaf, французская Renault Zoe и американская Tesla Model S.

Скромный вклад

Российский потребитель мировой тренд по распространению электромобилей практически не поддерживает. В отличие от упомянутых выше стран продажи транспортных средств с электромотором у нас исчисляются единицами. По данным агентства «Автостат», за семь месяцев 2016 года сбыт новых электромобилей в России составил микроскопические 38 единиц. Причем, если во всем мире продажи электрокаров растут, в нашей стране даже эти незначительные объемы падают – с января по июль текущего года сокращение продаж электромобилей составило почти 30% (в прошлом году за тот же период было продано 54 машины).

А тут еще и японская Mitsubishi Motors нынешней осенью приняла решение завершить официальные продажи в РФ модели i MiEV. Эта модель была самым популярным электрокаром на российском рынке (если вообще можно употреблять в данном случае слово «популярный»), и, кстати, до недавнего времени она же была единственным официально поставляемым в страну электромобилем. В итоге Россия вообще могла остаться без таких поставок, если бы в сентябре французская Renault не объявила, что теперь тоже продает частным клиентам свои электрические модели Twizy и Kangoo Z.E. (ранее они продавались только юридическим лицам для коммерческой эксплуатации).

Что же касается самых продаваемых сейчас «электричек» в РФ, то в 2016 году самый высокий спрос зафиксирован на модные американские Tesla (16 шт., в Россию официально не поставляются) – седан Model S и новый кроссовер Model X. Второй по популярности до сих пор шла упомянутая модель Mitsubishi i MiEV (13 шт.), третью позицию занимает другой электрокар из Японии – Nissan Leaf (8 шт.). Уже появился на отечественных дорогах и… один электромобиль Renault Twizy.

Любопытны данные и о состоянии парка электромобилей в нашей стране. По информации «Автостата», на начало 2016 года в России было зарегистрировано 647 «чистых» электрокаров. Всего по российским дорогам бегают такие транспортные средства шести моделей. Это Mitsubishi i MiEV (237 шт.), Tesla Model S (152 шт.), Nissan Leaf (145 шт.). Далее, что примечательно, идет российская Lada Ellada (91 шт.), которая в широкую продажу не поступала, но активно используется в корпоративном парке АвтоВАЗа. Замыкают список Renault Twizy (14 шт.) и BMW i3 (8 шт., см. график). При этом в регионах по регистрации электрокаров первое место предсказуемо занимает Москва (235 шт.). После нее идет Приморский край (55 шт.), где сказывается близость к японскому секонд-хенду, среди которого появляются и авто на электричестве. А замыкает тройку благодаря упомянутому выше электрическому корпоративному парку АвтоВАЗа Самарская область (49 шт.).

Отдаленное будущее

Понятно, что в России кризис. Падают продажи всех типов машин, и уж тем более таких еще «загадочных» и непривычных, как электрокары. Впрочем, их распространению у нас препятствуют и другие факторы. Это в зарубежных странах владельцам электромобилей полагаются существенные налоговые льготы и субсидии, разрешается бесплатный въезд в закрытые для обычных машин зоны, там уже неплохо развита инфраструктура их подзарядки и обслуживания. У нас же для электромобилей не так много преференций: на них снижены ввозные таможенные пошлины, а, например, в Москве полагается бесплатная парковка. Но все равно рядовому потребителю трудно объяснить, зачем покупать электрический Renault Kangoo Z.E. за 2,3 млн рублей, если автомобиль того же класса, но с бензиновым или дизельным мотором, предлагается более чем в два раза дешевле.

Тем не менее дороговизна электромобилей пока отталкивает массового покупателя и в других странах. Да, многих впечатляет прирост продаж, например, марки Tesla, которая по некоторым показателям догнала в США премиальные бренды. Но здесь речь скорее идет о моде. Пока Tesla – это модная штучка, своего рода гаджет на колесах. Но мода может быстро пройти, а практические свойства электромобилей, их потребительские качества по соотношению цены и качества все еще сильно уступают традиционным авто с двигателями внутреннего сгорания.

Чтобы переломить эту ситуацию, электрокары должны стать на порядок дешевле, инженеры – решить проблему малого пробега от одной зарядки, а инфраструктура для электрокаров – стать наконец по-настоящему развитой, в том числе в удаленных уголках планеты. Пока эти условия не окажутся выполненными, электромобили так и будут оставаться нишевым, а не массовым продуктом. А разговоры о великом будущем электромобилей – пусть и красивыми, но все-таки фантазиями. 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8