Собственно, последние 20–25 лет основной прогресс в автомобилестроении состоит как раз во все большем и большем насыщении машин электронными компонентами. Причем процесс диффузии распространяется не только на начинку автомобилей, но и на их экстерьер. Яркий тому пример: в 2008 г. компания Apple отказалась от использования алюминия в оформлении своих продуктов MacBook и iPhone в пользу лунно-белого пластика. А уже на следующий год в нашей стране белый цвет кузова авто неожиданно стал остромодным. Дилеры тогда рассказывали, что могут без проблем продать автомобиль в самой неходовой комплектации при условии, что он будет белого цвета.

До наступления эры цифровой фотографии процесс фотосъемки был делом непростым и смахивал на шаманские ритуалы. Речь даже не идет о таинственной темной комнате с красным фонарем. Прежде чем до нее добраться, еще в процессе съемки, фотограф должен был держать в голове такие параметры, как длительность выдержки и величина диафрагмы, которые надо было выставлять вручную. Умелое использование этих величин гарантировало если не шедевр, то хотя бы фотоснимок без технического брака. А с появлением цифровых фотокамер, особенно бюджетного сегмента, широкое распространение получили предустановленные режимы съемки. То есть пользователь при помощи специального колесика выбирает, что и как он будет снимать (на улице или в помещении, портрет или натюрморт), а электронная начинка камеры в соответствии с этим оптимизирует основные параметры съемки. Понятно, что делает это она, опираясь на некие средние величины, и профессиональный фотограф, выставляя требуемые параметры вручную, может добиться лучшего, однако большинство фотографов-любителей результат вполне устраивал. В итоге всего за 10–15 лет занятие фотографией стало действительно массовым. Более того, прогресс на месте не стоит, улучшается как сама электронная начинка фотокамер, так и их программное обеспечение, и сейчас даже многие профессиональные фотографы доверяют электронике выставление некоторых параметров.

Конструкторы автомобилей движутся тем же путем, что особенно хорошо заметно на примере внедорожников. Если еще не так давно езда по бездорожью требовала от водителя опыта и наличия специфических навыков (когда перейти на пониженный ряд передач в раздаточной коробке, в какой момент включить блокировку дифференциала и какого именно), то ныне электроника готова прийти на помощь даже самому неопытному шоферу. По аналогии с цифровым фотоаппаратом ему достаточно лишь выбрать режим движения исходя из того покрытия, что под колесами, – снег, камни, песок или что-то иное. А дальше решать будет электронный мозг: подтормозит начавшее буксовать колесо, включит нужную блокировку, а главное – не забудет ее потом выключить. Понятно, что и в этом случае опытный водитель сможет что-то сделать лучше электронного помощника, но зато и у начинающих автомобилистов существенно снизился риск безнадежно “засадить” машину. С развитием электроники теперь именно автомобиль готов реализовать на практике рекламный слоган компании Kodak XIX века: “Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное”.

Плохо во всем этом другое. Человек так охотно и радостно воспринимает, что теперь думать за него будет электроника, что готов быстро расстаться с навыками и умениями, прежде действительно необходимыми. Появление калькуляторов очень быстро отучило людей считать не только в уме, но и на бумаге, а с массовым распространением навигаторов многие разучились ориентироваться даже в окрестностях своего места проживания. Уверен, безграничная вера в электронных ассистентов на том же бездорожье может привести только к тому, что все больше и больше “джиперов” будут… ходить за трактором. Просто, чтобы вытащить автомобиль из грязи.

Беда в том, что многие водители начинают думать, что антиблокировочные, противобуксовочные и противозаносные системы их автомобилей отменяют законы физики. Такой человек перестает ощущать ту грань, где электроника уже не в состоянии помочь, а в случае наступления какой-либо нестандартной или критической ситуации просто не готов действовать самостоятельно, без поддержки.

Парадоксальный факт: насыщенность автомобилей всевозможными системами безопасности растет год от года, однако неумолимые цифры статистики свидетельствуют, что одновременно растет и аварийность в пересчете на количество зарегистрированных транспортных средств. Видимо, просто потому, что за руль село поколение, у которого вера в бесконечную силу и всемогущество электроники уже в крови. А вот думать и верно действовать сами эти люди умеют хуже. И ведь автопроизводители, апеллируя к тому, будто действуют нам, покупателям, во благо, с каждым годом уменьшают возможность водителя вмешиваться в действия электронных ассистентов. Причем даже в тех случаях, когда он понимает, что электроника творит что-то не то. Но самое поганое во всей этой диффузии, что людям тоже нравится, когда электроника делает все за них. Более того, думает за них.

Что ж, тогда ждите – бунт машин не за горами. Впрочем, судя по всему, большинство людей примет это как должное. 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 4 3