В Минтрансе разработан ряд поправок к Правилам дорожного движения для улучшения экологической ситуации в российских городах. В частности, предложено ввести новые дорожные знаки, запрещающие въезд в зону их действия экологически грязных легковых и грузовых автомобилей. На сайте правительства было размещено несколько эскизов, выполненных на основе существующих знаков 5.27–5.34. Цифры в нижней части всех скетчей указывают, что проезд разрешен лишь машинам, отвечающим экологическому стандарту не ниже обозначенного.

Если нововведение утвердит Кабинет министров, а затем Госдума и президент (что вполне вероятно), региональные власти получат инструмент ограничения движения чадящих автомобилей в районах с неблагоприятной экологической обстановкой. На это, по крайней мере, рассчитывают инициаторы поправок. Любопытно, что Минтранс предусмотрел исключения для машин Минобороны, МВД, МЧС, “Почты России”, а также мотоциклов и ретромобилей, выпущенных более 30 лет назад.

Идея введения подобных ограничений вынашивалась давно. Так, Минприроды предлагало обозначать экологический класс автомобилей специальными стикерами, ввести для владельцев “автостарья” повышенную ставку транспортного налога и ограничить для таких машин въезд в центр крупных городов. Однако дальше прожектов дело долго не шло, в том числе из-за позиции правозащитников, считающих, что эти инициативы противоречат конституционным правам на свободу передвижения. Пожалуй, единственной действенной мерой, улучшившей экологию Москвы, стал запрет на дневной въезд фур на МКАД. Кроме того, власти столицы планируют с сентября 2015 г. запретить въезд туда же грузовиков с двигателями класса ниже Euro 2, а на Третье кольцо – ниже Euro 3.

Что же сулит жителям наших городов “зеленая” инициатива Минтранса в случае ее одобрения? Для пешеходов перспектива вырисовывается, спору нет, радужная: дышать станет куда легче. А вот автовладельцам (в том числе юридическим лицам), эксплуатирующим неэкологичные машины, придется призадуматься, ведь они встанут перед выбором: или мирись с ограничениями в передвижении, или плати штрафы, которые наверняка будут немаленькими.

Еще один важный и не вполне ясный вопрос – система контроля за соблюдением таких запретов. Одно дело – фиксировать очевидные нарушения видеокамерами, другое – отлавливать “загрязнителей” силами сотрудников ГИБДД. Первые никак не смогут заглянуть под капот или определить токсичность выхлопа. Поэтому можно легко предположить разрастание штата контролеров, введение в эксплуатацию мобильных постов и лабораторий (подобные активно применялись лет двадцать назад). При таком сценарии не исключены дополнительные заторы и, увы, коррупционные схемы, когда проверяющий и нарушитель будут пытаться “договориться” и “решить вопрос на месте”.

Кто пострадает от нововведений в наибольшей степени – совершенно очевидно. Это малоимущие сограждане, сумевшие наскрести лишь на старенькие “Жигули” и “Москвичи”, а также владельцы предприятий, эксплуатирующих, скажем, не самые свежие “Газели” и КамАЗы. И тех, и других, к слову, немало: только в Москве зарегистрировано около 1 млн автомобилей классов Euro 0 и Euro 1, а регионах страны их еще больше. Слова недовольства этих людей, равно как аргументы правозащитников, власти вряд ли услышат, но минимизировать финансовые потери при желании, в принципе, могут – возможно, предложат новые программы, стимулирующие отказ от “автохлама”. Хотя такой шаг требует серьезных денег, а свободных средств в казне нынче не так много, если учесть слабеющую экономику, санкции, необходимость развития Крыма, армии и отечественной пищевой промышленности.

Кроме того, следует признать, что лишь запретами ситуацию с экологией в российских городах не улучшить. Необходимо стимулировать приобретение компаниями и людьми электрокаров и гибридов, которые постепенно набирают популярность. Ощутимую пользу может оказать также повышение доли “зеленого” общественного транспорта – нужно еще активнее развивать метро и электрички, увеличивать число трамваев и троллейбусов, которые надо интенсивно и радикально модернизировать. Вполне перспективной видится, скажем, идея троллейбуса с аккумулятором для межлинейных передвижений, а также организация сети передвижения компактных “электромаршруток”.

Но важнее всего, на мой взгляд, сделать так, чтобы у водителей произошел переворот в сознании. Плачевная ситуация с экологией российских городов вряд ли изменится кардинально, если мы продолжим прогревать машины во дворах и подолгу стоять на парковке с включенным мотором (на Западе подобное считается как минимум моветоном, а в большинстве случаев попросту наказывается штрафом). При этом наше государство делает явно недостаточно для повышения экологической культуры отечественных автомобилистов. Думаю, пришло время как минимум для выпуска агрессивной социальной рекламы, которая может показать, что владелец “автохлама” буквально травит своих близких и соседей ядовитыми выхлопами, а человек, выбирающий даже бюджетную иномарку или новый отечественный автомобиль (кстати, с 2010 г. выпускаемые в России машины должны соответствовать классу Euro 4), следует мировым трендам. 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9