Какие особенности при покупке автомобиля находящегося в залоге?

Суть проблемы состоит в том, что владелец практически любого залогового автомобиля становится и заложником правовой позиции суда. Обычно машина, приобретенная с использованием кредитных средств, находится в залоге у банка-кредитора на основании договора залога. При этом паспорт транспортного средства может храниться в банке, но может находиться и у собственника автомобиля, поскольку это не влияет на правовую природу отношений сторон. Ни в органах ГИБДД, ни в документах на машину нет никаких отметок о том, что она находится в залоге у банка.

Между тем на рынке подержанных автомобилей предметом сделок купли-продажи транспортные средства, находящиеся в залоге у банка, становятся часто. Причем речь может идти как о машине, купленной в кредит, так и об автомобиле, который был заложен в банк под получение кредита на другие цели. Соответственно, если такой автомобиль решат продать до погашения кредита, его новый покупатель даже не будет знать, является ли он залоговым (ведь продавец зачастую имеет на руках оригинал паспорта ТС). И чтобы это выяснить, ему придется провести настоящую разведку: затребовать все документы на приобретение автомобиля, сделать запрос в дилерский центр и т.д. Если же этим пренебречь, то спустя некоторое время, когда платежи по кредиту перестанут поступать, банк обратится в суд с иском к своему заемщику и новому владельцу автомобиля о взыскании денежных средств по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество.

Позиция банка в этом споре проста: согласно п. 1 ст. 353 Гражданского кодекса РФ залог обладает признаком “следования за вещью”, то есть при переходе вещи к новому приобретателю право залога не прекращается, и банк вправе обратить на нее взыскание независимо от того, знал новый собственник о наличии залога или нет. Проще говоря, купив залоговый автомобиль, вы вместе с ним “приобретаете” и залог, которым он обременен.

Важно отметить, что если бы на месте банка был собственник автомобиля, который передал его в управление лицу, продавшему его без ведома собственника, он не имел бы правовой возможности отнять автомобиль у добросовестного приобретателя, приобретшего его по возмездной сделке и не знавшего на момент приобретения о ее незаконности (иначе говоря, добросовестно считавшего, что покупает “чистую” машину у лица, имеющего право на продажу). С банком же такое не пройдет.

Подобная коллизия – а именно что добросовестный приобретатель защищен законом даже против собственника, но не имеет правовой защиты против залогодержателя (хотя объем правомочий собственника шире) – противоречит здравому смыслу. И правовые подходы судов общей юрисдикции (рассматривающих споры с гражданами – не предпринимателями) и арбитражных судов (рассматривают споры коммерческих компаний и предпринимателей) по этому вопросу расходятся.

Суды общей юрисдикции заняли сторону банкиров: “Переход права собственности не прекращает право залога: правопреемник залогодателя становится на его место. При этом каких-либо исключений, позволяющих освободить лицо, приобретшее заложенное имущество, от перешедших к нему обязанностей залогодателя на основании того, что при заключении договора купли-продажи оно не знало о наложенных на него обременениях, не предусмотрено”. То есть, если приобретателем заложенного автомобиля стал гражданин, использующий его в личных целях, по иску банка автомобиль попросту изымут, и на него будет обращено взыскание с целью погашения кредитного долга.

Арбитражные суды заняли иную позицию: “Не может быть обращено взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно приобретенное у залогодателя лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что приобретаемое им имущество является предметом залога”. Иными словами, если последним владельцем заложенного автомобиля является предприниматель или коммерческое юридическое лицо (в том числе дилерский центр), то имеются шансы добиться прекращения залога и отказа банку в иске об обращении взыскания на заложенный автомобиль.

Важно понимать, что, если на автомобиль обращено взыскание, новый приобретатель вправе взыскать понесенные убытки со своего контрагента по сделке, то есть с лица, у которого он купил автомобиль.

Исходя из сказанного, можно дать ряд рекомендаций участникам таких сделок.

Гражданам, приобретающим подержанные автомобили:

  • покупать машины в автоцентрах, а не с рук, поскольку в случае обращения взыскания банком с автоцентра можно взыскать убытки, а физическое лицо сложно найти и еще сложнее добиться внесудебного урегулирования спора или реального исполнения решения суда о взыскании убытков;
  • узнав о приобретении заложенного автомобиля, сразу обратиться в автоцентр, где он был куплен, и, уяснив перспективы спора, добиться переоформления машины на компанию – это позволит перевести судебный спор в арбитраж и получить решение о прекращении залога, в противном случае суд общей юрисдикции изымет автомобиль, а с автоцентра будут взысканы реальные убытки.

Автомобильным дилерам, реализующим подержанные машины:

  • принимать от граждан ранее проданные им машины с целью дальнейшего инициирования судебного разбирательства в арбитражном суде, иначе шансы доказать в судах общей юрисдикции, что залог прекратился, как и избежать взыскания убытков в пользу клиента, будут минимальны.

Внимание!  Учитывая, что разница правовых подходов Верховного и Высшего арбитражного судов РФ нарушает ст. 19 Конституции Российской Федерации (равенство всех перед законом и судом), журнал “Автопанорама” и автор данной статьи предлагают правовую поддержку гражданам, у которых автомобили были изъяты по решениям судов общей юрисдикции. Обратившимся по адресу pravo@autopanorama.ru будет оказана безвозмездная помощь в подготовке и подаче жалобы в Конституционный суд РФ.




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме

Написано энциклопедических статей:

4 0 7