Иногда от бывалых автомобилистов слышишь: «Тормоза придумал трус». Но тот, у кого сердце уходило в пятки, когда машина вдруг отказывалась тормозить, с таким утверждением вряд ли согласится…

Тормоза появились на первых же образцах самобеглых колясок, ведь бензиновой повозке не скажешь «Тпру!», как лошади, запряженной в телегу. Тут надо действовать самому, руками или…

Сначала водитель действовал руками. Один из ранних тормозных механизмов представлял собой барабан, вокруг которого был обернут кабель, соединенный с рычагом. Шофер тянул рычаг, и кабель замедлял вращение барабана. Позже механизм преобразовался в ленточный, а затем в колодочный, и колодки серповидной формы поместили внутрь барабана. При торможении они разжимались, и их накладки трением замедляли или полностью останавливали барабан.

Примерно до 20-х годов XX века автомобильные тормоза имели механический привод и чаще всего размещались на валах трансмиссии. Потом появился гидравлический привод со шлангами, подведенными к устройствам (суппортам), расположенным у каждого из колес. Но сами механизмы оставались барабанными и дожили до наших дней, несмотря на очевидные минусы. Из-за недостаточной вентиляции они склонны к перегреву. Кроме того, накладки колодок таких тормозов при проезде глубоких луж намокают и интенсивность замедления снижается. Это породило рекомендацию «просушивать» колодки несколькими торможениями. Нормальное замедление возобновлялось только после четвертого-пятого нажатия педали тормоза.

Влаговосприимчивые колодки таких тормозов склонны примерзать к барабанам зимой при включении стояночного тормоза, и в народе родился совет не пользоваться «ручником» во время стоянки, а включать одну из передач. Но редко используемый трос стояночного тормоза «закисал» в направляющей трубке, и «ручник» переставал работать вообще.

Крутятся диски

Дисковые тормозные механизмы были запатентованы практически одновременно с барабанными в начале ХХ века. Но на автомобилях они появились лишь в 50–60-х годах, сначала на моделях Chrysler, затем на Jaguar и Citroen. Массовое их распространение началось с изобретения в 1964 году вакуумного усилителя. Изготавливаются тормозные диски из чугуна, а для дорогих спортивных моделей – из керамики. Скобы тормозных механизмов могут быть одно-, двух- и четырехпоршневыми. На легковых моделях, даже имеющих тормозные диски на всех колесах, часто остается небольшой барабанный механизм стояночного тормоза, его колодки располагаются в ступицах задних тормозных дисков.

Стояночный тормоз принято называть «ручником», но далеко не на всех машинах он ручной. На некоторых (Honda) еще сохраняется американский тормоз-«ножник», включаемый небольшой педалью. Все большее распространение получает и электронный «ручник», его включают рукояткой или кнопкой. При этом выключать его обычно не требуется – он разблокируется автоматически при начале движения. А иногда и блокируется сам при переводе селектора «автомата» в положение Р.

Колодки дисковых тормозов изнашиваются быстрее барабанных, особенно на машинах с «автоматом» – в среднем примерно за 40 тыс. км, причем любитель «рваной» езды может сократить этот пробег наполовину! Тормозные диски рассчитаны на три-четыре замены колодок. Если при второй (а то и первой) замене обнаружится, что диск изношен, значит, его стерли колодки с чересчур жесткими фрикционными накладками.

Хороши ли «коктейли»?

Тормозную жидкость следует заменять не реже, чем раз в два года. Грязь, песок, другие посторонние частицы едва ли попадут в зам-кнутый гидроконтур, гораздо большую опасность представляет то, что тормозная жидкость очень гигроскопична, а насыщение водой снижает температуру ее кипения. При вскипании жидкости во время трения и нагрева колодок эффективность тормозов резко снижается.

Следует помнить, что не все тормозные жидкости взаимозаменяемы. В автомобили, предназначенные главным образом для американского рынка (например, Lexus, Subaru), рекомендуется заливать жидкость DOT 3. В Европе и России больше распространена DOT 4, но ее, а также состав DOT 5.1 можно смешивать с DOT 3: они созданы на полиэтиленгликолевой основе. А вот DOT 5 на основе силикона с ними смешивать нельзя! Впрочем, ее легко отличить по цвету, она розовая, а DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 – желтоватые.

Электронные друзья

Антиблокировочная система тормозов (ABS, Anti-lock Braking System) была впервые предложена в 60-х годах прошлого века американской фирмой Bendix и с 1971 года начала устанавливаться на модели Chrysler. Первые тормозные системы с применением электроники были трехканальными, сейчас применяются четырехканальные.

Для чего понадобилось изобретать ABS? Дело в том, что совершенствование (повышение эффективности) тормозных механизмов привело к тому, что при торможении колеса автомобилей стали слишком легко блокироваться и срываться в скольжение, как говорят, «на юз». При этом замедление практически прекращалось, более того, часто возникали заносы: скользящая машина переставала реагировать на повороты руля. Исследования показали, что наиболее эффективным является торможение на грани блокировки колес. Но такое управление было сродни искусству, ему учились даже автогонщики. Управляемая же электроникой ABS способна подтормаживать и растормаживать колеса на грани блокировки, кратковременно повышая и снижая давление в контурах тормозной системы с такой частотой, какая не под силу водителю, владеющему навыком прерывистого торможения. Автомобиль при этом не срывается в скольжение и не теряет управления. Занос также не развивается, поскольку каждое колесо замедляется «по необходимости».

Первые ABS требовали привыкания к себе. Они, например, «не любили» трамвайные пути и брусчатку: их неровности попадали в «фазу» с устройством, и колеса блокировались в те моменты, когда их требовалось растормаживать, в итоге машина почти не замедлялась.

Современные системы антиблокировки способны «помогать» автомобилю тормозить на льду и раскатанном снегу, скользкой глине и мокрой траве, в песке, а также на «миксте», когда под колесами одного борта оказывается скользкая поверхность, а под колесами другого – «цепкая». Журналистские тесты демонстрируют преимущества ABS на любых моделях, от бюджетных малолитражек до премиальных седанов и тяжелых внедорожников.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5