Чуть более четверти века назад, 14 августа 1988 г., произошло печальное для автомобильного мира событие: скончался Энцо Феррари, конструктор и предприниматель, один из величайших в своей отрасли деятелей ХХ столетия

Родился Энцо Феррари 18 февраля 1898 г. в итальянском городе Модена в семье владельца механической мастерской. В детстве у мальчика были большие планы на будущее: он мечтал стать оперным певцом, спортивным журналистом или, если этих высот достичь не удастся, автогонщиком. Но судьба распорядилась иначе.

Из шоферов – в боссы

Певцом Феррари не стал из-за отсутствия голоса, зато его первый отчет о футбольном матче был напечатан в Gazzetta dello Sport, когда юноше только-только минуло 16 лет. Однако журналистская карьера Энцо Феррари оборвалась, едва начавшись. В 1917 г., когда Первая мировая война уже перешла в заключительную фазу, молодого человека призвали в армию. Правда, повоевать по-настоящему так и не пришлось – Феррари вскоре комиссовали из-за слабого здоровья.

Вернувшись домой, Энцо не смог устроиться ни в одну газету. Он принялся налаживать работу в мастерской отца, но заказов не было, тогда молодой человек решил попытать счастья в FIAT, но тоже безуспешно. Тем не менее ему удалось найти работу: фирме, поставлявшей автомобильные шасси кузовным ателье в Милане, требовались шоферы-перегонщики.

Именно тогда Феррари познакомился с водителем-испытателем итальянской автомобилестроительной компании CMN Уго Сивокки. Тот помог приятелю устроиться в отдел испытаний фирмы, а затем занять место штатного гонщика ее заводской команды. На первый старт Энцо Феррари вышел 23 ноября 1919 г., и сразу почти успех – четвертое место! Затем было участие в знаменитой гонке Targa Florio, потом гонки в других состязаниях и первые победы.

Тем временем Сивокки перешел в Alfa Romeo и перетащил за собой друга, после чего спортивная карьера Феррари круто пошла вверх. За эту марку он выступал более трех лет и сумел стать первым номером заводской команды: у Энцо был даже свой опознавательный знак – вздыбившийся конь. Венцом же карьеры Феррари-гонщика стал 1924 г., когда после победы в целом ряде престижных состязаний ему за спортивные достижения вручили орден Короны Италии.

Но сам Феррари понимал, что как гонщик уже не достигнет больших успехов, поэтому решил попробовать себя в роли владельца гоночной команды. В 1929 г., найдя спонсоров, он создал собственную “конюшню” под названием Scuderia Ferrari. И хотя Энцо был руководителем, ему довольно часто приходилось выезжать на трассу и лично защищать цвета скудерии. Делал он это с удовольствием, хотя и было ясно, что ради настоящего триумфа своего детища гоночную карьеру нужно заканчивать, дабы целиком сосредоточиться на продвижении команды.

Чтобы пробить дорогу Scuderia Ferrari, бывшему гонщику пришлось стараться изо всех сил и пускать в ход не только обширные административные и спортивные связи, но и задействовать свой, казалось бы, давно забытый, журналистский опыт. В это время появилась серия его блестящих статей в ведущих спортивных изданиях страны, и дела команды пошли в гору.

Одной из сильных сторон личности Феррари-менеджера, или, как его еще называли, “коммендаторе”, была способность находить и объединять вокруг себя талантливых и увлеченных своим делом людей. В разные годы на него работали такие известные конструкторы, как Джоаккино Коломбо, Аурелио Лампреди, гонщики Хосе Фройлан Гонсалес, Альберто Аскари, Фил Хилл, Ники Лауда, и многие другие люди, которые обеспечивали автомобилям Ferrari высокие места в самых престижных состязаниях, включая победы на этапах Формулы-1. При этом руководителем он был исключительно жестким и деспотичным, и далеко не все, кто приходил в эту команду, могли долгое время выносить тиранию босса. Поэтому ротация кадров у Феррари всегда была высокой.

Начать с нуля

Для достижения высоких результатов нужны были современные автомобили, а для их постройки – налаженное производство. В 1937 г. Феррари обратился в Alfa Romeo с предложением построить новую модель, способную соперничать с германскими машинами от Auto Union и Mercedes-Benz, которые господствовали тогда на гоночных трассах. Идея пришлась ко двору, машину сделали, но тут Феррари рассорился с руководством компании и в 1938 г. со скандалом ее покинул. Причем по условиям контракта Энцо не мог на протяжении четырех лет создавать автомобили под своим именем и выставлять их на гонки, в которых участвовали Alfa Romeo.

Тем не менее в 1940 г. в родной для него Модене Феррари основал новую фирму – Auto Avio Construzione, где вскоре была разработана и построена модель 815, в том же году принявшая участие в гонке Millle Miglia. Правда, успеха она не добилась, поскольку из-за череды поломок машину пришлось снять с дистанции.

Разрыв с Alfa Romeo и нарушение условий контракта были рискованными шагами, ведь покровителем этой марки был тогдашний глава Италии Бенито Муссолини. Однако Феррари повезло, все утряслось, а вскоре Италия вступила во Вторую мировую войну, и о гонках пришлось на несколько лет забыть. В военное время Феррари перевел свое предприятие в городок Маранелло, где и организовал небольшое производство. Но это не спасло завод от бомбежек авиации союзников, и после войны Энцо Феррари пришлось реконструировать свое предприятие. В 1946 г. на нем вновь начался выпуск автомобилей: этот год считается датой официального рождения компании Ferrari. Первенцем марки стала спортивная модель Ferrari 125 GT, следом появились Ferrari 125 S, 159 S и 166.

Именно Ferrari 166 считалась наиболее совершенной спортивной машиной своего времени и принесла компании вполне заслуженную славу. Почти сразу после появления этот автомобиль завоевал первые места в Mille Miglia и Targa Florio, на нем же в 1949 г. Луиджи Чинетти выиграл 24-часовую гонку во французском Ле-Мане. На шасси 166-й устанавливали кузова самых различных фирм, включая такие известные, как Ghia, Touring и Pininfarina.

Как правило, на строившихся в Модене автомобилях воплощались в жизнь самые смелые инженерные решения, которые “обкатывались” и доводились до ума на гоночных трассах, а потом перекочевывали на “гражданские” модели марки. Победы в спортивных состязаниях добавляли ей поклонников и способствовали продвижению продукции на мировом рынке.

Со временем компания стала всемирно известным поставщиком дорогих эксклюзивных спортивных автомобилей. Настоящими легендами в ХХ столетии признаны такие модели, как Ferrari 250 GTO, Ferrari Testаsrossa, Ferrari 456 GT, Ferrari F50. Показательно, что замечательный конструктор и предприниматель до последнего дня своей жизни оставался у руля основанной им фирмы. 

Логотип Ferrari представляет собой желтый щит, на поле которого изображен вставший на дыбы конь. По верхнему краю щита идут три полосы, соответствующие цветам итальянского флага, снизу надпись: “Ferrari”. Некогда такой конь красовался на фюзеляже аэроплана погибшего в Первую мировую войну итальянского аса Франческо Барракка, а после войны мать летчика официально передала эту эмблему Энцо Феррари. Почти в неизменном виде она украшает автомобили бренда сих пор.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 1 5